Удивление-изумление. Мама освоит волшебную эмоцию От легкого удивления к крайнему

Инновационная мысль состоит в том, что именно удивление способствует продлению молодости. Ранее я сделал выводы, что молодости способствуют положительные эмоции, активная работа мозга, постоянные впечатления для него , личностное развитие, сильные гены, природа организма, правильный образ жизни, внутренняя энергия, которая питает работу программы мозга, и занятия спортом, которые повышают мозговую активность.

Остановимся на постоянных впечатлениях для мозга. Как работает точно мозг науке не известно, но так как мозг живой организм, то можно предположить, значит, он живет своими событиями, своими впечатлениями для себя любимого. Так сказать своей насыщенной жизнью. Моя гипотеза состоит в том, что именно удивление и есть одна из главных подпиток для мозга.

Несмотря на значительный прогресс в изучении головного мозга в последние годы, многое в его работе до сих пор остаётся загадкой. Функционирование отдельных клеток достаточно хорошо объяснено, однако понимание того, как в результате взаимодействия тысяч и миллионов нейронов мозг функционирует как целое, доступно лишь в очень упрощённом виде и требует дальнейших глубоких исследований.

Почему именно удивление спросите вы? Ответ будем искать в детях и в их молодости. Посмотрите на маленьких детей, которые играют во дворе, в песочнице. Кто поспорит с тем, что они молоды и счастливы? Скорей всего никто. Ребенку все в новизну, в новинку, его все удивляет ему мир кажется свежим, чистым, интересным, удивительным. Дети любознательны, они всему учатся, восхищаются, радуются, смеются (рассматриваем вариант “счастливого детства”). Помимо смеха, который каждый день их сопровождает, они также много всему удивляются.

Наберите слово восторг в Яндексе или Google и вы увидите, что на первых картинках в результатах поиска изображены искрящиеся дети!

Почему они удивляются, а взрослые в большинстве своем уже ничему не удивляются, с годами для них жизнь становится обыденной? потому что ребенок еще пока не знает жизни, ребенок только появился и ему все в новинку, в радость, в удивление! Пока она познает новое для себя, его все удивляет! Взрослому человеку удивляется нечему, так как уже ‘все познал, все узнал”.

Доказано, что смех освобождает от напряжения, стресса, гнева и страха. А как обстоит дело с удивлением?

Посмотрим, что нам говорит Википедия. “Удивление - когнитивная эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации. Если неожиданная ситуация окажется безопасной, то удивление переходит в интерес. Если неожиданная ситуация окажется приятной, то удивление переходит в радость.” Продолжим рассуждение если удивление переходит в радость, то радость потом переходит в смех, а смех в счастье. Также и интерес. Интерес переходит в радость, радость в смех и счастье. Несомненно, что когда человек счастлив он и молод!

Но молодой человек если перестает удивляться, то начинает “стареть” Вокруг вас наверняка есть пожилые люди, вы можете у них спросить когда они последний раз удивлялись и чему? Скорей всего ответ последний такой, что уже дано, не помню. А чему собственно удивляться? Вот выходит старость - это отсутствие удивления, а значит отсутствие смеха, радости, счастье и соответснно молодости. Я предполагаю, что молодость ребенка продлевается пока он удивляется, молодость человека напрямую зависит от количества удивлении от жизни. В мозге заложена своя программа в жизни, когда нету удивления, радости познания, то мозг как бы заканчивает свою деятельность!

Посмотрите на статистику дети до 6 лет 400 раз в день улыбаются и 150 раз смеются!! В то время, как взрослые улыбаются в среднем 15 раз в день, а смеются и того меньше: всего 6. Молодые люди ближе к 20 лет - смеются только 6раз. От 20 до 30 лет- 4 раза. После 30 лет- 5 раз в день!!

Известно, что за детский смех, как и за взрослый, отвечает особый гормон - эндорфин, который вырабатывается в организме, когда человек полон положительных эмоций, сопровождаемых смехом. В большом количестве эндорфины способны вызвать состояние блаженства, радости и ликования, счастья!

Вы наверно заметили, что есть молодые люди, которым 20 лет, но они уже выглядят старовато, сидеют, лысеют. Скорей всего они потеряли качество Удивление. Узнаете у них!

Как вернуть удивление или приобрести? Несомненно, нужно выходить из своего мира и смотреть по сторонам, жить активной жизнью. Если вы все знаете вокруг себя - это не означает что вы знаете что происходит на другой части земли, к примеру, в Новой Зеландии, Мексике, Сингапуре или на каких-нибудь островах. Дорого? Необязательно ездить в далекие страны, можно поехать по России, к примеру, в Санкт-Петербург, если вы в нем не были.

Важно постоянно искать новые возможности к удивлению. Можно предположить, что удивляет человека чаще всего что-то новое. Как раз в путешествиях вы узнаете много чего нового, путешествия способствуют росту вашего удивления, а также росту вашей молодсти. Самое главное ездить туда, где вы не были, а не туда где вы все знаете! Так если вы все знаете, то удивляться вы ничего уже не будете!

Удивление

Удивление – это эмоциональная короткая реакция на внезапное, неожиданное событие, имеющая четко выраженные мимические черты: широко раскрытые глаза, поднятые брови, наморщенный лоб и полуоткрытый круглый рот. Это одна из наиболее легко узнаваемых и универсальных эмоциональных реакций. И по нашей «Азбуке эмоций» не является эмоцией, которая способна сформировать эмоэнграмму. Удивление может быть по шкале от неприятного оттенка до приятного, стремящегося к радости или к испугу в зависимости от ситуации, поражающей своей неожиданностью, необычайностью, странностью или непонятностью человека.

При данном чувстве у человека наблюдается некий мыслительный шок, или стопор, при котором мозг на доли секунд освобождается от мыслей. При легком ударе электрического тока мышцы мгновенно сокращаются. Можно провести аналогию, что также и при удивлении есть ощущение, как от удара тока, что-то заставляет пробежать ток по нервам, которое заставляет вздрогнуть. При удивлении человек не знает «что же дальше?», так как внезапность порождает у него чувство неопределенности.

В нашем контексте таблицы эмоциональных состояний от настроения до аффекта удивление является чувством, а не эмоцией, именно потому, что это коротко-возникающее состояние, которое испытывает человек при возникновении неожиданной ситуации. Если неожиданная ситуация окажется опасной, то удивление способно перерасти в низкотоновые состояния, такие как тревога, страх, испуг. Если ситуация будет оценена как безопасная или приятная, то в высокотоновые – интерес, счастье, радость. Чувство удивления знакомо каждому человеку с детства, именно поэтому данная эмоциональная реакция не получает достаточного описания и осмысления у человека.

Существует общепринятое мнение о том, что большинство людей расценивают чувство удивления как позитивное переживание. Любой человек при вспоминании ситуации с чувством удивления чаще всего расскажет о радостном или приятном сюрпризе, или полученном далее удовольствии.

Удивление, по мнению психологов, занимает промежуточное положение между позитивными и негативными эмоциями. В нашей теории эмоэнграмм это не так, у нас нет негативных эмоций. При этом важно заметить, что в целом высокотоновое состояние интереса в переходе далее через удивление до возбуждения от сделанного открытия имеет гораздо более высокий уровень эмоционального напряжения, чем просто эмоция радости от полученного подарка.

Удивление характеризуется краткосрочностью – быстро, наступает внезапно и так же уходит. В отличие от других чувств и эмоций, удивление не может длительно мотивировать поведение человека. Зачастую психологи относят удивление не к эмоциям в истинном значении этого слова, а к эмоциональным реакциям. Основная функция удивления состоит в том, чтобы человека был готов к эффективному взаимодействию с чем-то новым или внезапным. Это как вспышка или сигнал для привлечения внимания.

Стихи от V.

Мы все свободны до открытий,

До новых грез, вершин высот!..

Но в ком-то голод до событий,

В других же все наоборот.

Павел Иванов. «Моей Особенной».

Жизнь человека – это в первую очередь жизнь через эмоциональные состояния, которые человек всегда испытывает длительное или короткое, одно или несколько сразу. Длительность эмоции характеризуется психологическими и физиологическими индивидуальностями человека. Однажды возникнув, в связи с конкретной ситуацией, они долго как бы не угасают и продолжают держать человека в этом состоянии. Яркий пример грусть или печаль. И вот как раз, если бы не эмоциональная реакция удивления, которая способна менять общий эмоциональный фон человека, при внезапном возникновение опасности, то человек, находящийся в этот момент в грусти мог бы и погибнуть.

Удивление как бы встряхивает организм и очищает каналы для других эмоциональных токов, подготавливает тело к новой активности и к новому восприятию происходящего.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Мне сложно разобраться в своих чувствах - фраза, с которой сталкивался каждый из нас: в книгах, в кино, в жизни (чьей-то или своей собственной). А ведь это очень важно, уметь разбираться в своих чувствах.

Колесо эмоций Роберта Плутчика

Некоторые считают - и возможно, они правы, что смысл жизни в чувствах. И в самом деле, в конце жизни с нами остаются только наши чувства, реальные или в воспоминаниях. Да и мерой происходящего тоже могут быть наши переживания: чем они насыщеннее, разнообразнее, ярче, тем полнее мы ощущаем жизнь.

Что такое чувства? Самое простое определение: чувства - это то, что мы чувствуем. Это наше отношение к тем или иным вещам (объектам). Существует и более научное определение: чувства (высшие эмоции) - особые психические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к вещам.

Чем чувства отличаются от эмоций

Ощущения - это наши переживания, которые мы испытываем через органы чувств, а их у нас пять. Ощущения бывают зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и ощущения запахов (наше обоняние). С ощущениями все просто: раздражитель - рецептор - ощущение.

В эмоции и чувства вмешивается наше сознание - наши мысли, установки, наше мышление. На эмоции влияют наши мысли. И наоборот - эмоции влияют на наши мысли. Об этих взаимосвязях подробнее поговорим обязательно чуть позже. Но сейчас давайте вспомним еще раз один из критериев психологического здоровья, а именно пункт 10: мы в ответе за свои чувства, от нас зависит какими они будут. Это важно.

Фундаментальные эмоции

Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда. Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь - к отрицательным. Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.

1. Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение - это чувство захваченности, любопытства.

2. Радость - положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.

4. Страдание (горе) - наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания - горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев - сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6. Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

9. Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Вина - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Таблица чувств и эмоций человека

И еще хочу показать вам сборник чувств, эмоций, состояний, которые испытывает человек в течение своей жизни - обобщенная таблица, которая не претендует на научность, но поможет лучше понять себя. Таблица взята с сайта «Сообщества зависимых и созависимых», автор - Михаил.

Все чувства и эмоции человека можно разделить на четыре вида. Это страх, злость, грусть и радость. К какому типу относится то или иное чувство можно узнать из таблицы.

  • Злость
  • Гнев
  • Возмущение
  • Ненависть
  • Обида
  • Сердитость
  • Досада
  • Раздражение
  • Мстительность
  • Оскорбленность
  • Воинственность
  • Бунтарство
  • Сопротивление
  • Зависть
  • Надменность
  • Неповиновение
  • Презрение
  • Отвращение
  • Подавленность
  • Уязвленность
  • Подозрительность
  • Циничность
  • Настороженность
  • Озабоченность
  • Тревожность
  • Страх
  • Нервозность
  • Трепет
  • Обеспокоенность
  • Испуг
  • Тревога
  • Волнение
  • Стресс
  • Боязнь
  • Подверженность навязчивой идее
  • Ощущение угрозы
  • Ошеломленность
  • Опасение
  • Уныние
  • Ощущение тупика
  • Запутанность
  • Потерянность
  • Дезориентация
  • Бессвязность
  • Ощущение ловушки
  • Одиночество
  • Изолированность
  • Грусть
  • Печаль
  • Горе
  • Угнетенность
  • Мрачность
  • Отчаяние
  • Депрессия
  • Опустошенность
  • Беспомощность
  • Слабость
  • Ранимость
  • Угрюмость
  • Серьезность
  • Подавленность
  • Разочарование
  • Отсталость
  • Застенчивость
  • Чувство отсутствия к вам любви
  • Покинутость
  • Болезненность
  • Нелюдимость
  • Удрученность
  • Усталость
  • Глупость
  • Апатия
  • Самодовольство
  • Скука
  • Истощение
  • Расстройство
  • Упадок сил
  • Сварливость
  • Нетерпеливость
  • Вспыльчивость
  • Тоска
  • Хандра
  • Стыд
  • Вина
  • Униженность
  • Ущемленность
  • Смущение
  • Неудобство
  • Тяжесть
  • Сожаление
  • Укоры совести
  • Рефлексия
  • Скорбь
  • Отчужденность
  • Неловкость
  • Удивление
  • Поражение
  • Остолбенение
  • Изумление
  • Потрясение
  • Впечатлительность
  • Сильное желание
  • Энтузиазм
  • Взволнованность
  • Возбужденность
  • Страсть
  • Помешательство
  • Эйфория
  • Трепет
  • Дух соперничества
  • Твердая уверенность
  • Решимость
  • Уверенность в себе
  • Дерзость
  • Готовность
  • Оптимизм
  • Удовлетворенность
  • Гордость
  • Сентиментальность
  • Счастье
  • Радость
  • Блаженство
  • Забавность
  • Восхищение
  • Триумф
  • Удачливость
  • Удовольствие
  • Безобидность
  • Мечтательность
  • Очарование
  • Оцененность по достоинству
  • Признательность
  • Надежда
  • Заинтересованность
  • Увлеченность
  • Интерес
  • Оживленность
  • Живость
  • Спокойствие
  • Удовлетворенность
  • Облегчение
  • Мирность
  • Расслабленность
  • Довольство
  • Комфорт
  • Сдержанность
  • Восприимчивость
  • Прощение
  • Любовь
  • Безмятежность
  • Расположение
  • Обожание
  • Восхищение
  • Благоговение
  • Любовь
  • Привязанность
  • Безопасность
  • Уважение
  • Дружелюбие
  • Симпатия
  • Сочувствие
  • Нежность
  • Великодушие
  • Одухотворенность
  • Озадаченность
  • Смятение

И для тех, кто дочитал статью до конца. Цель данной статьи - помочь разобраться в своих чувствах, в том, какие они бывают. Наши чувства во многом зависят от наших мыслей. Иррациональное мышление часто лежит в основе негативных эмоций. Исправив эти ошибки (поработав над мышлением) мы сможем быть счастливее и добиться большего в жизни. Предстоит интересная, но упорная и кропотливая работа над собой. Вы готовы?

Это Вам будет интересно:

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

К. Изард утверждает, что основная функция удивления состоит в том, чтобы подготовить человека к эффективному взаимодействию с новым, внезапным событием и его последствиями. Удивление освобождает проводящие нервные пути, подготавливает их к новой активности, отличной от предыдущей. Изард приводит выражение С. Томкинса (Tomkins, 1962), что удивление — это «эмоция очищения каналов». Другую позицию занимает И. А. Васильев, который полагает, что с помощью удивления эмоционально окрашивается и выделяется нечто «новое», имеющее ценность для человека. Эмоция удивления презентирует сознанию еще неосознанное противоречие между старым и новым и на этой основе дает возможность человеку осознать необычность ситуации, заставляет внимательно ее проанализировать и, следовательно, ориентирует его в познании внешней действительности. В то же время эта эмоция является и тем механизмом, который побуждает и направляет мотивы мыслительной деятельности, дает толчок к выбору средств для преодоления обнаруженного противоречия.

Л.С.Выготский (1984) отмечает, что в субъективистской психологии интересы отождествлялись то с умственной активностью и рассматривались как чисто интеллектуальное явление, то выводились из природы человеческой воли, то помещались в сферу эмоциональных переживаний и определялись как радость от происходящего без затруднений функционирования наших сил.

Испытываемые человеком в процессе выполнения интересующей его деятельности эмоции (процессуальные интересы) Б. И. Додонов называет чувством интереса. Это, как он пишет, чувство успешно удовлетворенной потребности в желанных переживаниях. Оно может быть разным и порой порождается обычными потребностями, еще не образовавшими особого механизма интереса-склонности. Деятельность, в которой выражают себя интересы через это чувство, может носить разный характер; иногда она может ограничиваться только познавательными процессами, и тогда отмечают, что люди нечто смотрят с интересом, нечто слушают с интересом или нечто изучают с интересом. Но человек может и работать с интересом, и играть с интересом и т. д. При этом, полагает Додонов, в зависимости от конкретного характера деятельности интерес будет выражаться через разные эмоции, иметь разную эмоциональную структуру. В то же время он пишет, что, для того чтобы понять природу человеческих интересов, их сущность надо искать не в специфике «чувства интереса», а в чем-то совсем ином. В чем именно — он не раскрыл. Это может быть и потребность в новизне, и привлекательность неизвестного, загадочного, и желание испытывать удовлетворение от сделанного.

Значительное внимание уделяет интересу К. Изард (2000). Он предполагает наличие некой внутренней эмоции интереса, обеспечивающей селективную мотивацию процессов внимания и восприятия и стимулирующей и упорядочивающей познавательную активность человека. Интерес рассматривается Изардом как позитивная эмоция, которая переживается человеком чаще всех остальных эмоций. В то же время он говорит об интересе и как о мотивации.

186 Глава 6. Характеристика различных эмоций

По мнению В. Чарлзуорта (Charlsworth, 1968) и К. Изарда, интерес, как и удивление, имеет врожденную природу. Однако Изард не отождествляет интерес с ориентировочным рефлексом (непроизвольным вниманием), хотя и указывает, что последний может запускать эмоцию интереса и способствовать ей. Однако затем ориентировочная реакция исчезает, а интерес остается. Автор подчеркивает, что интерес нечто большее, чем внимание, и доказывает это тем, что на манекене с нарисованным лицом двухмесячный ребенок задерживает внимание дольше, чем на манекене без лица, а на живом человеческом лице дольше, чем на манекене с лицом. Эмоция интереса отличается от ориентировочного рефлекса тем, что она может активироваться процессами воображения и памяти, которые не зависят от внешней стимуляции. Он указывает и на отличие интереса от удивления и изумления, хотя и не останавливается на дифференцирующих их признаках.

Мне представляется, что необходимо различать кратковременное и долговременное проявление интереса. Изард говорит о первом, который можно было бы назвать реакцией заинтересованности. Заинтересоваться — значит почувствовать (осознать) интерес к кому- или чему-нибудь (С. И. Ожегов). Долговременный интерес — это уже интеллектуальное чувство, положительная эмоциональная установка на познание какого-то объекта.

Мимическое выражение эмоции интереса, как показал Изард, чаще всего кратковременно и длится от 0,5 до 4-5 секунд, тогда как нейронная активность, вызванная интересом, и переживание его длятся дольше. Интерес может проявляться только одним мимическим движением в одной из областей лица или их совокупностью -приподнятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытым ртом или поджатием губ.

Проявление эмоции интереса сопровождается сначала небольшой брадикардией (снижением частоты пульса), а затем некоторым повышением частоты сердечных сокращений. Эмоция интереса, по Изарду, проявляется в таких переживаниях, как захваченность, зачарованность, любопытство.

Любопытство. Рассматривая интерес, отечественные психологи, как правило, сознательно или непреднамеренно ничего не говорят о таком психологическом явлении, как любопытство. Между тем, по С. И. Ожегову, любопытство — это стремление узнать, увидеть что-то новое, проявление интереса к чему-нибудь (я бы добавил -«здесь и сейчас»). В частности, любопытный факт — это интересный, возбуждающий любопытство, интерес, содержащий какую-то интригу. Отсюда заинтриговать — возбудить интерес, любопытство чем-то загадочным, неясным. Любопытству сродни понятие «любознательный», т. е. склонный к приобретению новых знаний.

Следует отметить, что, как писал Ларошфуко, есть две разновидности любопытства: своекорыстное — внушенное надеждой приобрести полезные сведения, и самолюбивое — вызванное желанием узнать то, что неизвестно другим.

Все сказанное выше свидетельствует о том, что нет никаких оснований исключать любопытство из рассмотрения вопроса об интересе.

Очевидно, что любопытство и любознательность являются проявлениями познавательного интереса, несмотря на то, что в ряде случаев любопытство может быть мелочным и пустым (т. е. интерес проявляется ко всяким случайным или несущественным обстоятельствам, фактам и т. п.), или, как пишет П. А. Рудик, любопытство является начальной стадией развития интереса при отсутствии четкого избирательного отношения к объектам познания.

А. Г. Ковалев (1970) пишет, что у маленьких детей интерес первоначально проявляется в форме любопытства. Но эта направленность на объект носит временный характер и может быть названа предынтересом. Собственно интерес (отношение) возникает в дошкольном возрасте.

Таким образом, любопытство можно, по Ковалеву, рассматривать как проявление ситуативного интереса. Но, с другой стороны, разве не может каждый сказать про себя, что в определенных ситуациях он тоже проявляет любопытство в отношении новых, поражающих воображение, удивляющих, интригующих фактов, объектов? И разве, читая художественное произведение (роман, детектив), мы не проявляем все то же любопытство: что будет дальше, чем закончится?

Поэтому Н. Д. Левитов прав, когда говорит о том, что любопытство имеет разные формы и было бы неправильно думать, что все они являются выражением поверхностной, несерьезной любознательности. Он выделяет непосредственное и наивное любопытство, которое может не содержать в себе ничего плохого. Такое любопытство свойственно маленьким детям. Новому для них человеку они могут задать самые разнообразные вопросы: «Почему вы такой большой?», «У вас есть маленькая дочка?» и т. д. Непосредственное и наивное любопытство, как отмечает Левитов, бывает и у взрослых, когда им приходится обращать внимание на что-то новое, непривычное. Таково любопытство человека, попавшего в новую обстановку.

Левитов говорит и о серьезном любопытстве, которое свидетельствует о любознательности человека. Это своего рода кратковременный концентрат любознательности. Не случайно слова «любопытство» и «пытливость» имеют общий корень; через любопытство формируется пытливость, пытливость выражается в любопытстве. Левитов рассматривает любопытство в качестве одного из показателей умственной активности, живости и широты интересов человека. Он подчеркивает роль любопытства в науке: оно часто является толчком к постановке исследования.

Когда же с пренебрежением говорят о любопытстве, то имеют в виду его особую форму — праздное любопытство. Это означает, что любопытство направлено на предмет, не стоящий внимания, и что источником его является желание проникнуть в область, в которую данному человеку проникать не следует. К праздно любопытствующим Левитов относит зевак, а также сплетников, желающих узнать что-то сенсационное.

Многими психологами интерес понимается как отношение, что следует и из перевода латинского слова «интерес» — «важно», «имеет значение». Правда, это отношение не всегда пристрастно, эмоционально. Так, в «Словаре по этике» интерес определяется как целеустремленное отношение человека, общества в целом к какому-либо объекту его потребности; в «Психологическом словаре» интерес понимается как по-требностное отношение человека к миру. Чаще всего, однако, подчеркивается, что интерес как отношение имеет положительную эмоциональную окраску. У С. Л. Рубинштейна интерес — это избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности, у А. Г. Ковалева — это эмоциональное и познавательное отношение и т. д. В то же время Ковалев отмечает, что не любое эмоциональное отношение составляет интерес. Радость может и не выражать интереса. Следовательно, как полагает автор, обязательным признаком интереса может быть только устойчивое положительное эмоциональное отношение личности к объекту. Но последнее можно рассматривать и как склонность (потребность в осуществлении интересной

198 Глава 6. Характеристика различных эмоций

деятельности), и как чувство. Отсюда и многозначность в понимании интереса как психологического феномена, о которой я подробно говорил в моей книге «Мотивация и мотивы» (Ильин, 2000).

Возникающее противоречие в понимании интереса, с одной стороны, как ситуативного психологического феномена (потребности), а с другой стороны, как устойчивого психологического феномена (эмоционального отношения) Б. И. Додонов (1973, 1978) попытался решить следующим образом. Ключ к пониманию сущности интересов он видит в рассмотрении динамики отношений между потребностями и эмоциями, которые приводят к возникновению интересов-отношений, интересов-свойств личности. Выступая в первую очередь как индикаторы потребностей человека, эмоции сами постепенно все более становятся «предметом» его особых психологических потребностей, приобретают известную самоценность, начинают заранее предвкушаться личностью. В «механизм» каждого интереса, по мнению Додонова, входят потребности, которые приобрели служебную функцию. Поэтому, с его точки зрения, интерес — это потребность в переживании отношений, жажда положительных эмоций. По сути, он разделяет понимание интереса А. Г. Ковалевым как устойчивого положительного эмоционального отношения, показывая истоки возникновения этого отношения.

Очевидно, что понимание интереса то как эмоции, то как чувства неправильно, поскольку интерес — это и то и другое вместе, но не только это. Интерес — это прежде всего мотивационное образование, в котором наряду с эмоциональным компонентом (положительным эмоциональным тоном впечатления — удовольствием от процесса), присутствует и другой — потребность в знаниях, новизне. Следовательно, интерес — это аффективно-когнитивный комплекс.

Текущая страница: 5 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Шрифт:

100% +

Гнев

Гнев возникает, когда появляется угроза для значимого критерия. Ее можно и нужно устранить, и человек в гневе намерен это сделать.

Как проявляется гнев в мимике

Брови сведены, между ними появляется морщинка, губы плотно сжаты. Глаза смотрят пристально, заметны движения крыльями носа. Когда человек испытывает гнев, он готовится бороться с угрозой, а для этого нужна энергия. Быстро получить энергию можно от кислорода и работы мышц, именно поэтому человек интенсивно дышит – он насыщает организм кислородом для борьбы.

Последствия гнева

Вербальная и невербальная агрессия. Человек может кричать или размахивать руками, проявлять физическую силу, поэтому лучше отойти от него на расстояние вытянутой руки.

Производные гнева

Неприязнь, возмущение, ревность, истерика, вспыльчивость, ненависть, грубость, агрессия, ярость, аффект, бешенство, негодование, раздражение, злорадство.

Что делать, если Клиент испытывает гнев?

Гнев вы можете нейтрализовать тремя действиями.

1. Вызвать удивление.

Эмоция удивления прерывает действие, вы сможете выиграть немного времени. Можно спросить: «При чем тут я?», «Что произошло?» Удивленный человек на несколько мгновений останавливается, возникает пауза – воспользуйтесь этой паузой, чтобы сделать следующий шаг.

2. Найти общего врага либо уйти с линии атаки.

Гнев затуманивает взгляд – человек отчетливо видит то, что находится перед ним, и воспринимает это как угрозу, но не видит, что находится вокруг. Зрение становится туннельным, как будто бы глаза смотрят в прицел. Уйдите с места напротив Клиента, станьте с ним рядом, чтобы он перестал воспринимать вас как угрозу. В этот момент найдите общего врага – это может быть конкретная цель (виноват менеджер отдела, все из-за начальника) или абстрактный враг (до чего страну довели чиновники, все из-за пробок на дорогах).

3. Помочь Клиенту потратить адреналин.

Нужно дать клиенту простую и четкую инструкцию, чтобы он мог потратить скопившуюся негативную энергию.

Это должна быть односложная команда, которую можно выполнить сразу.

Например: «Вот вам жалобная книга, напишите все как думаете!», «Пройдемте разберемся вместе прямо сейчас!», «Звоните сейчас же, давайте все выясним!»

Что делать, если гнев испытываете вы?

1. Управляйте дыханием.

У людей в гневе длинный вдох и короткий выдох, вам нужно выровнять дыхание и затем несколько раз сделать короткий вдох и длинный расслабленный выдох.

2. Помогают физические упражнения.

Присядьте 20–30 раз, отжимайтесь, отправьтесь на пробежку, ударьте боксерскую грушу.

3. Помните, что гнев – это деструктивная эмоция , но ее можно направлять в правильное русло.

Например, гнев уместен в целеполагании – испытывая гнев по отношению к препятствиям, вы будете быстрее достигать своих целей.

Как вызывать гнев

1. Говорите человеку о том, что происходит без учета его желаний.

2. Говорите ему, что нужно что-то сделать, хоть он и не хочет, что он должен, обязан.

3. Используйте простые глаголы действия: «скажи», «сделай», «позвони», «приди».

4. Ускоряйте речь ступенчато, выдерживайте ритм.

5. Отрицайте позитивные намерения другой стороны, ищите подвох и озвучивайте свои предположения.

6. Жестикулируйте ступенчато, желательно в направлении живота Клиента, постепенно приближаясь. Такие действия человек подсознательно воспринимает как угрозу.

7. Точно указывайте врага – называйте конкретных людей, конкретные факты.

Важно: вызывая гнев, нужно использовать противопоставление. Ты – он, мы – они. Делайте упор на том, что что-то происходит без воли Клиента. Говорите: «Они делают это специально», «Он плохой», «Мы страдаем из-за них». Создайте угрозу критерию в настоящем: «Он может сделать это в любой момент», «Они делают это прямо сейчас, ты должен их остановить». Обязательно перечисляйте детали, наращивая интенсивность речи.

Печаль

Печаль возникает, когда навсегда потерян значимый критерий, и эта потеря произошла в настоящем времени.

Как проявляется печаль в мимике

Уголки рта и брови опущены вниз, веки расслаблены, дыхание акцентировано на выдохе.

Последствия печали

Заторможенность, рефлексия, пауза, остановка, сокращение коммуникации.

Если человек печально говорит: «У этого товара высокая цена», то он уже смирился с ценой и принял решение о покупке или не купит эту вещь никогда.

Производные печали

Меланхолия, уныние, бессмысленность, обреченность, скука, ностальгия, досада, грусть, гнев, сочувствие, депрессия, опустошенность, скорбь, беспомощность, огорчение, безвыходность, тоска, разочарование.

Как избавить человека от печали

Если близкий вам человек печален, его нужно разозлить. Если с печальным человеком у вас сформирован раппорт, то возникающий гнев будет направлен не на вас, а на что-то другое. Можно перевести негативную печаль в позитивную – в ностальгию.

Нельзя оставлять все как есть – печаль, которую держат в себе, проявляется в виде психосоматики. Возможно, вы слышали о такой старой профессии – плакальщицы. На похороны приглашали женщин, которые оплакивали умершего и громко кричали: «Как мы без тебя теперь будем жить, на кого ты нас покинул». Плакальщицы помогали выпустить всю печаль из тела, отпустить ее.

Как вызвать печаль

Печаль – это утрата в настоящем, и вызывать эту эмоцию в человеке достаточно легко.

1. Говорите с человеком, используя слова-обязательства настоящего времени: «должен», «это необходимо», «ты обязан». Употребляйте максимальное количество глаголов в пассивном залоге: «нам принесли», «нам говорили».

2. Говорите медленно, откажитесь от активных жестов, двигайтесь монотонно.

3. Включайте человека эмоционально, используя технику «Рамка Мы».

4. Обобщайте: «Так было всегда», «Они никогда нам не помогали», «Все было плохо».

5. Противопоставляйте настоящее и прошлое: «А помнишь, как раньше было», «Вот сейчас все иначе, все хуже». Говорите человеку, что все возможности и ресурсы остались в прошлом, все хорошее осталось позади.

Когда вы включите эмоцию печали, человек перестанет сопротивляться, он больше не будет угрозой. Печальные люди готовы к утомительной, систематической, монотонной работе.

Страх

Человек испытывает страх, когда для значимого критерия существует угроза, на которую нельзя повлиять.

Как проявляется страх в мимике

Глаза одновременно напряжены и широко открыты, нижние веки растянуты, верхние веки подняты. В центре лба заметны морщинки, брови слегка сведены и подняты, рот приоткрыт. Человек замирает, сжимается.

Как проявляется имитация страха в мимике

Если человек говорит, что ему страшно, но лоб расслаблен, – он имитирует страх.

Последствия страха

Естественных реакций на страх три – бегство, замешательство (человек замирает), драка. Если вы начинаете драться, то эмоция страха сменяется эмоцией гнева.

Производные страха

Беспокойство, неуверенность, смятение, переживание, трусость, паника, осторожность, отчаяние, ужас, испуг, кошмар, растерянность, тревога. Любой страх – это проекция страха смерти (если вы боитесь публичных выступлений – это страх быть отвергнутым, страх «умереть» для публики).

Что делать, если вы испытываете страх?

Разработайте свой план действий для борьбы с угрозой. Как только вы начнете следовать плану, страх исчезнет.

1. Спросите себя, какой именно критерий под угрозой (здоровье, жизнь, репутация и т. д.).

2. Спросите себя, что вы можете сделать для устранения этой угрозы.

3. Начните действовать.

Как вызвать страх

Скажите человеку о том, что существует угроза важному критерию в будущем. В настоящем времени ничего не угрожает ценностям Клиента, но это может случиться совсем скоро или в отдаленной перспективе, причем без учета желаний и планов Клиента.

1. Обязательно участвуйте эмоционально, потому что человеку легче бояться вместе.

2. Делайте немотивированные паузы.

3. Ускоряйте речь, резко прерывайтесь и снова начинайте говорить.

4. Используйте неопределенные слова, пространственные фразы: «Мало ли что может случиться», «Бывают такие случаи», «Иногда этот товар ломается».

Неопределенность способствует появлению страха.

5. Используйте противопоставления: «Это может случиться, а может и не случиться».

6. Делайте акцент на будущем: «Вы только представьте, что может случиться», «Подумайте о том, как это будет выглядеть в будущем».

7. Жесты должны быть мелкими, хаотичными, движений должно быть много.

Удивление

Удивление возникает, когда появляются факты, не отвечающие представлению о модели мира, когда какое-то действие или событие не соответствует контексту.

Например, человек удивится, если увидит на центральной площади города новогоднюю елку в разгар лета.

Очень полезна эмоция удивления в обучении, во время мозгового штурма. Если человек не удивляется новому – учиться ему будет трудно. Посмотрите на детей – они так искренне удивляются, когда познают мир, и схватывают все на лету!

Как проявляется удивление в мимике

Глаза широко открыты, брови приподнимаются и изгибаются дугой, рот приоткрыт и расслаблен, нижние веки расслаблены. Удивление – это очень короткая эмоция, ее практически невозможно подделать.

Как проявляется имитация удивления в мимике

Продолжается искренняя эмоция удивления не более 1 секунды, если вы наблюдаете проявление удивления дольше – то наверняка человек притворяется, что удивлен.

Например, вы говорите другу удивительную вещь, и наступает секундная пауза, а потом ваш друг медленно приподнимает брови и так же медленно распахивает глаза шире – он не удивлен, он имитирует удивление. Если удивление настоящее, реакция молниеносная – человек резко поднимает брови и одновременно распахивает глаза.

Последствия удивления

Возникает любопытство, человеку хочется узнать больше, подробнее разобраться в том, что его удивило.

Производные удивления

Недоумение, потрясение, любопытство, интерес.

Как вызвать удивление

У каждого человека есть свои понятия нормального, и удивить его может быть сложно. Но вы можете вызвать интерес, любопытство – производные удивления.

1. Привлекайте внимание к одному каналу восприятия: «послушай», «посмотри», «пощупай».

2. Используйте сенсорные глаголы.

3. Акцентируйте внимание на настоящем времени, на деталях.

4. Говорите с вопросительными интонациями, словно бы с восторгом, задерживая дыхание: «Вы видели?», «Он очень красив, да?», «Это невероятно, чувствуете?»

5. Говорите о появлении неожиданного опыта, обращайте внимание на свершившиеся факты: «Раньше вы такого никогда не пробовали», «Это совершенно новые ощущения», «Вы увидели эксклюзив».

Презрение

Презрение – это сравнительная эмоция, она возникает в результате сопоставления нарушения и удовлетворения критерия.

Когда человек презирает вас, он сравнивает с другим или с собой.

Не путайте презрение с отвращением (несравнительная эмоция), которое появляется, когда значимый критерий нарушается. Удивительно, но презрение можно испытывать только к человеку – это социальная эмоция. Невозможно презирать собаку за то, что она слишком доверчива или не так умна, как вы, но можно презирать за это человека.

Как проявляется презрение

Презрение проявляется асимметричной мимикой.

Появляются ухмылка, усмешка на одной половине лица, поднимается одна бровь. Уголок губ оттягивается в сторону.

Когда человек испытывает презрение, в его речи появляются сравнительные слова – быстрее, лучше, сильнее, толще и т. д.

У каждого человека есть свои критерии, по которым он определяет – кто лучше, а кто хуже. Когда человек презирает сам себя, он испытывает стыд.

Производные презрения

Игнорирование (человек считает вас хуже и одновременно дистанцирован).

Гордость, насмешка, хвастовство, амбициозность, превосходство (человек считает себя выше, лучше других).

Зависть (человек не может получить то, что имеете вы, но хочет этого).

Тщеславие (человек незаслуженно считает себя лучше других).

Скепсис (сомнение на счет возможностей, знаний другого человека).

Уважение (ты и я выше других, каждый по-своему).

Торжество (я победил, я лучше).

Скромность (нежелание оценить свои заслуги по достоинству).

Стеснение, смущение (неготовность занять свою позицию выше).

Смирение, покорность, непокорность (признание своей позиции снизу).

Пренебрежение (объединение отвращения и презрения).

Издевка (человек в позиции выше, но неуважителен по отношению к тем, кто ниже).

Как вызвать презрение

Как мы говорили ранее, у каждого человека есть свои критерии, по которым он сравнивает себя с окружающими.

Если вы знаете о таких критериях, можете вызвать презрение, совершив недопустимое с точки зрения человека действие.

Можно вызывать презрение к другим людям, рассказывая, как они нарушили важные для Клиента ценности.

Комбинирование эмоций

Сколько эмоций вы знаете? Попробуйте перечислить их все на листке бумаги, чтобы оценить разнообразие. Но все эти эмоции – лишь комбинация или производные базовых эмоций, о которых мы только что говорили.

Коктейли из эмоций

Если представить, что каждая базовая эмоция – это остров, то комбинированные эмоции будут мостиками между островами. Мостики могут соединяться друг с другом, образуя смешанные эмоциональные коктейли.

Представьте, что между островом «Гнев» и «Презрение» проведен мост – это будет мост «Ревность». Между островом «Печаль» и островом «Гнев» мост «Обида».

Параметры эмоций

Все эмоции отличаются по интенсивности и длительности. Например, высшей точкой радости можно считать счастье, эйфорию – они сильнее. Высшая точка гнева – ярость. Испуг – это короткая эмоция, а страх – длинная. Эти понятия условны, но каждый человек может для себя определить, какая эмоция сильнее и продолжительнее, а какая слабее и короче.


Попробуем заменить печаль на радость. Мостик между радостью и печалью – это ностальгия.

И сначала вам нужно сделать печаль слабее – понизить ее интенсивность. Постепенно сводя к нулю силу печали и переводя ее в грусть, вы сможете вывести человека на ностальгию, а оттуда – на спокойствие, интерес, радость.

– Тебя что-то беспокоит?

– Я расстался с девушкой. (Печаль)

– Не грусти! Вы ведь замечательно провели это время вдвоем, сколько хорошего было.

– Да, с ее помощью я полюбил путешествовать, столько всего интересного видели. (Грусть)

– Вот видишь, ты посетил много стран, это же здорово! Помнишь, как ты ездил в Китай? Такие классные сувениры привез из той поездки!

– Ага, там много интересных вещиц удалось купить, огромные чемоданы были. (Ностальгия, спокойствие)

– Кстати, помнишь Олю? Ту веселую брюнетку, вы виделись с ней на моем дне рождения.

– Да, помню! (Заинтересованность)

– Она интересовалась тобой, просила номер телефона. Может, встретишься с ней на днях? Она отлично поет, можем все вместе сходить в караоке-бар.

– Правда? (Предвкушение радости)

– Да, я серьезно.

– А давай сходим! (Радость)


Можно переходить из одного острова на другой по мостикам, сменяя одну эмоцию на другую. Перейти из гнева в печаль можно через обиду, из презрения в гнев – через ревность. Чтобы менять эмоции, используйте эти мостики – постепенно переводите ненужные вам эмоции в нужные.

Снизить интенсивность можно, говоря спокойно и расслабленно, делая мягкие и аккуратные жесты. Чтобы увеличить интенсивность эмоции, говорите громче, ускоряйте темп речи, хаотично жестикулируйте, делайте неожиданные паузы.

Пробуйте совершенно разные комбинации – переводите нежность в брезгливость, страх в восхищение, восторг в гнев. Экспериментируйте, тренируйтесь на себе и знакомых, пока не научитесь управлять эмоциями достаточно хорошо, чтобы применить этот навык в переговорах.

Девятый шаг на пути к успешным переговорам

Если вы научитесь управлять своими эмоциями и эмоциями Клиента, то сможете испытывать и вызывать разные эмоциональные переживания. Наблюдайте за эмоциями людей, их поведением в различных ситуациях, экспериментируйте с объединением эмоций и заменой одной эмоции на другую.

Не путайте эмоции и состояние. Эмоция – это короткая реакция на внешний раздражитель.

Внимательно наблюдайте за человеком, чтобы правильно распознать эмоцию.

Помните, что у каждого человека свои эмоциональные триггеры. На один и тот же раздражитель два человека могут отреагировать по-разному, эмоции могут иметь разную интенсивность.

Базовых эмоций всего семь. Все остальные эмоции – комбинации или производные базовых.

Помните о последствиях эмоций, используйте эти знания в переговорах.

Научитесь вызывать эмоции у Клиента и контролировать свои.

Экспериментируйте со сменой одной эмоции на другую, тренируйтесь не только на простых, но и на сложных переходах.

Глава 3. Архетипы в переговорах

По внешнему виду не судят только самые непроницательные люди.

Оскар Уайльд


В психологии людей делят на разные типы – наверняка вы знакомы с такими терминами, как сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. По такому же принципу люди делятся на архетипы, которые впервые описал Карл Юнг.

Подробнее об архетипах

Суть системы архетипов заключается в том, что по мере своего взросления человек проходит четыре этапа. В зависимости от этапа человек относится к одному из четырех архетипов.

Знание архетипов полезно в переговорах, потому что у каждого из них есть свои слабые и сильные стороны. Если будете знать архетип своего оппонента, сможете выстроить максимально эффективную стратегию переговоров.

Есть четыре архетипа – Дитя, Трикстер, Воин, Хозяин. Архетипы можно определять не только в бизнесе, они видны и в обычной жизни, их можно наблюдать в сказках.

Помните, как бедного наивного Зайчика-Дитя обманывала Лисичка-Трикстер? Волк-Воин мог напугать Лисичку, в свою очередь Медведь-Хозяин смог победить Волка и Лису, защитив Зайца.


Чтобы было понятнее, я приведу пример. Представьте себе молодого неопытного человека, вчерашнего студента, который устроился на работу. Сначала он получает удовольствие от работы и общения с коллегами, он послушен и исполнителен, не успел накопить негативного опыта. На этом этапе он Дитя.

Постепенно он понимает, что внутри компании есть определенные взаимосвязи – кто-то выслуживается перед начальством, кого-то презирают. Он наблюдает, как с одними начальник строг, а с другими – добр. Он узнает о негласных внутренних правилах и постепенно адаптируется – становится Трикстером. Теперь он сам манипулирует, влияет на внутреннее устройство компании, становится сильнее психологически и физически. Трикстеры любят действовать хитростью и манипуляциями.

Когда Трикстер взрослеет и становится сильнее, он предпочитает простые и волевые решения, становится Воином. Воины любят действовать напролом, достигая своих целей. В свою очередь Воин тоже со временем взрослеет, обретает опыт и переходит в архетип Хозяина – сильного человека, создающего законы и правила, которым следуют другие. К этому моменту рядовой сотрудник, пришедший в компанию как Дитя, обычно получает новую должность – становится руководителем определенного уровня.

Дитя Как узнать Дитя

Стремление выделиться, броская одежда, заметные аксессуары. Девушки часто выбирают розовые цвета в одежде, парни предпочитают что-то вычурное и эпатажное. Дитя хочет удивлять. Автомобиль у Дитя такой же – привлекает внимание цветом или формой, для этого архетипа важна внешняя оболочка.

Дитя обычно выбирает детские позы, жестикулирует и ведет себя как ребенок.

Если вы увидели девушку в розовом платье, которая приняла позу наивной девочки – носки рядом, а пятки направлены в разные стороны, – перед вами Дитя.

Как Дитя ведет переговоры

Дитя выбирает наивную позицию, использует фразы: «Это произошло случайно», «Ой, я этого не знал», «Я буду аккуратнее в следующий раз». Дитя не смотрит в будущее, он живет здесь и сейчас, ни за что не отвечает. Люди этого архетипа реагируют ситуативно, у них маленький охват внимания, они не задумываются о последствиях. Дитя не соблюдает договоренностей, поэтому лучше с ним не сотрудничать.

Как проходит свидание с Ребенком

Встреча с Ребенком превращается в увлекательную прогулку, интересное путешествие, обычно много смеха и общения. Дитя легко удивить, поэтому свидание наполнено романтикой.

Трикстер Как узнать Трикстера

Обычно Трикстеры выбирают универсальную одежду – например, в стиле кэжуал. Они одеваются так, чтобы чувствовать себя комфортно в разных ситуациях – на совещании и на вечеринке, на обычной прогулке и в дальней поездке. Трикстеры предпочитают универсальные образы, легко подстраивающиеся к контексту.

Автомобиль у Трикстера ассоциируется с интенсивными переживаниями, он любит испытывать острые ощущения. Скорее всего, Трикстер выберет быструю, маневренную машину.

Трикстер по-особенному ставит ноги – носки направлены в ту сторону, которая его интересует. Если вы разговариваете с Трикстером и не уверены, что он внимательно вас слушает, посмотрите на его ноги – куда указывает носок, там находится объект настоящего интереса Трикстера.