По какому календарю рождество отмечают 7 января. Католическое Рождество: когда отмечается, история, традиции и обычаи, поздравления. Почему православное и католическое Рождество не совпадают

Если бы название этого блога прочитал человек из Америки или Западной Европы, он бы удивился: а как-же по-другому? Разве люди празднуют Рождество в другие даты? Но оказывается, что так, и я лично знаю парочку таких:).

Сегодня ведётся много разногласий о том, когда и как нужно праздновать этот праздник, а в народе даже бродят такие термины как католическое Рождество и православное Рождество.

Давайте же разберёмся, что по чем и заглянем немного в историю.

Дело в том, что вся эта суета с разными датами празднования Рождества — из-за разных календарей, по которым ведутся исчисления.

Самым используемым календарем на протяжении многих столетий в западной Европе был Юлианский календарь, который был введён Юлием Цезарем в 46 году до Рождества Христова. Этот календарь имел 365 дней в году и раз в четыре года добавлялся ещё один день. Календарь начинался с понедельника, и каждый седьмой день считался праздником. Точность Юлианского календаря по сравнению с тропическим годом была не велика: каждые 128 лет накапливался один лишний день. Например, Рождество, которое всегда совпадало с зимним солнцестоянием, начало сдвигаться в сторону весны. Тоже самое происходило и с Пасхой.

Во многих храмах, по замыслу создателей, в день весеннего равноденствия лучи солнца должны были попадать в определённое место. Например, в соборе святого Петра в Риме- это мозаика. Но со временем не только астрономы, но и духовенство во главе с папой римским могли удостовериться, что Пасха сдвигается и уже не попадает на прежнее место. После долгих обсуждений этой проблемы, папа Григорий XIII издал указ перейти на новый календарь (который и был назван его именем). Григорианский календарь отличался тем, что у него было новое правило по исчислению високосного года.

По приказу папы Григория XIII 4 октября 1582 года был объявлен 15 октября того же года. Новый Григорианский календарь сдвигал текущую дату на 10 дней и сразу исправлял все накопившиеся ошибки. (Сегодня разница между двумя календарями уже в 13 дней, а через пару столетий Рождество вообще сместилось бы к весне).

Поэтому в 1582 году Италия, Франция, Португалия, часть Украины и Беларуси (земли, которые были в составе Речи Посполитой) перешли на новый Григорианский календарь. После этого на новый календарь постепенно начали переходить и все протестантские страны Северной Европы.

Не обошлось, конечно, и без курьезов. Например, в Бельгии и Голландии 1 Января 1583 года наступил сразу же после 21 декабря 1582 года, из-за чего все население в том году осталось без Рождества…

Понятно, что не всем людям нравились перемены, так как многие протестовали против «новшеств», но интересно отметить то, что именно Церковь того времени (как католическая так и протестантская) стала двигателем прогресса.

Когда в 16 столетии страны массово переходили на более точный Григорианский календарь, Россия предпочла оставаться жить по своему Византийскому календарю, который был очень сходным с Юлианским. Разница между ними была только в том, что в Византийском календаре Новый год начинался 1 Марта, а исчисление велось от Сотворения Мира. 5508 год до нашей эры считался отправной точкой Византийского календаря. Например, Русский царь Пётр I родился в 7189 году по календарю, который использовался на то время в России.

В юбилейный 7000 год от сотворения Адама, (1492 год Н. Э.) Русский царь Иван III перенёс начало Нового года с марта на сентябрь, чтобы уравняться с Византийской империей.

На Юлианский календарь Россия перешла только в 1700 году по личному указу Петра I. С переходом на Юлианский календарь Новый год был перенесён с 1 сентября (хотя эта дата осталась для учебного года) на 1 января. Разница между ними составила 5509 лет, а летоисчисление начало вестись от Рождества Христова.

Несмотря на то, что в России был введён новый Юлианский календарь, Россия по-прежнему имела расхождение с Европой в 12 дней, потому что Европа на то время уже использовала более точный Григорианский календарь.

Только представьте себе, как людям, которые вели торговлю с Европой, жилось тогда! Это была страшная путаница в 12 дней.

Только в 1918 году, желая исправить все несоответствия с соседней Европой, по приказу Совнаркома Советский Союз перешёл на Григорианский календарь, сдвинув даты на 13 дней вперёд. Итак, в 1918 году после 31 января сразу следовало 14 Февраля. И вот, казалось бы, наконец-то все ошибки были исправлены, но не тут-то было… Русская Православная Церковь отказалась переходить на новый Григорианский календарь…

Вроде-бы это небольшая проблема, но из-за этого население продолжало праздновать великие Христианские праздники по Юлианскому календарю (старому стилю), а жить и праздновать свои дни рождения и другие праздники по новому- Григорианскому календарю. Так и появились два Рождества, два новых года (один вообще имеет крутое название: старый Новый Год) и две Пасхи… А самый главный парадокс во всем этом это то, что Новый Год получился перед Рождеством. Ведь по Григорианскому календарю Рождество -25 Декабря (день, когда родился Иисус), а Новый Год- 1 Января (день, когда Иисуса принесли в храм и дали Ему имя). А по Юлианскому календарю Рождество — 7 января, а Новый год -14 января. Поэтому праздновать Новый Год — 31 декабря, а Рождество — 7 января, как минимум нелогично…

То, что православная церковь отказалась переходить на новый календарь это их дело, но меня удивляет одно, почему протестантские церкви западной Украины и Беларуси остались праздновать Рождество и Пасху по старому стилю. Ведь в 1582 году именно Церковь стояла у руля прогресса…

Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников . В этот день все с благодарностью вспоминают о том, что 2000 лет назад Бог ниспослал к нам своего первородного Сына, Иисуса Христа, подарив надежду на спасение всему человеческому роду. Рождество Христово празднуется в католических и протестантских странах 25 декабря по григорианскому календарю . В России православная церковь празднует Рождество тоже 25 декабря, но по старому стилю , т.е. по юлианскому календарю , что соответствует 7 января по новому стилю. На первом Вселенском Соборе в Никее был предложен расчет даты Пасхи. По мнению епископов, все христиане должны отмечать Пасху в один день - в первый воскресный день после полнолуния со дня весеннего равноденствия. Эта система расчета Пасхи именовалась Александрийской Пасхалией. Спустя время, дата Пасхи перестала соответствовать принятому правилу расчета. Как оказалось, проблема была в том, что день равноденствия брался из календаря, а не из наблюдений. В том, 325 году, равноденствие приходилось на 21 марта, а ошибка в юлианском календаре смещала день равноденствия каждые 128 лет на один день назад, и к 1582 году разница составила десять дней. Получалось, что нарушается правило «Первый воскресеный день после полнолуния со дня весеннего равноденствия». Чтобы уйти от этой проблемы и сохранить формулировку правила, был введен григорианский календарь, задачей которого являлось сохранение минимальной разницы между весенним равноденствием и 21 марта. С одной стороны проблема была решена, но с другой стороны, ошибка перешла в саму суть пасхалии - в определении даты собственно Пасхи. Православная традиция, сохраняя истинный расчет даты Пасхи, в отличие от Католической церкви, не перешла на григорианский календарь и все расчеты православных событий ведет по юлианскому календарю. Поэтому, например, Рождество Христово по календарному исчислению - 25 декабря, а соответствует оно дате 7 января по современному календарю - и отмечать Рождество православным нужно именно 7 января. Юлианский и григорианский календари В Х веке с принятием христианства в Древнюю Русь пришло летоисчисление, применявшееся римлянами, юлианский календарь, римские наименования месяцев и семидневная неделя. Юлианский календарь был введен еще Юлием Цезарем в Римской республике в 46 году до н. э. Разработал этот календарь знаменитый александрийский математик Созиген с группой александрийских астрономов. Юлианский календарь оказался очень простым и довольно точным. После смерти Юлия Цезаря в его честь был назван седьмой месяц года – июль. Последнее изменение в календарь внёс император Август, переименовав восьмой месяц в август. Чтобы в августе было столько же дней, сколько и в июле (месяце Цезаря), он добавил к нему один день – тридцать первый день, изъяв его из февраля. Так февраль стал самым коротким месяцем в году. Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 г. до н. э. римские консулы вступали в должность. В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день – 29 февраля. Условились называть високосными те годы, номера которых делятся на 4 без остатка. Таким образом, юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 дней. Вторая «великая» реформа календаря произошла в XVI в., и связано это было с тем, что разница между юлианским и солнечным годом составляет 11 мин.14 сек.; в связи с этим юлианский календарь отставал от природы, и со временем день весеннего равноденствия (от которого, по решению Никейского собора 325 г., отсчитывался день празднования Пасхи и который был «намертво» закреплен за 21 марта) указывал на все более ранние числа календаря. К концу XVI в. эта дата «убежала» вперед на 10 дней. Это чрезвычайно затруднило расчет Пасхи. И Папа Григорий XIII решается произвести реформу. Согласно реформе, дата весеннего равноденствия директивным образом опять возвращалась к 21-му марта. В католических странах юлианский календарь постановлением папы Григория XIII был заменён на григорианский календарь в 1582 году: следующим днём после 4 октября настало 15 октября. Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII-XVIII веков (последними были Великобритания с 1752 г. и Швеция). Во-первых, новый календарь сразу на момент принятия сдвигал на 10 дней текущую дату из-за накопившихся ошибок. Во-вторых, в нём стало действовать новое, более точное правило о високосном годе. Год високосен, то есть содержит 366 дней, если: 1) его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100 или 2) его номер делится без остатка на 400. Таким образом, с течением времени юлианский и григорианский календари расходятся всё более: на 1 сутки в столетие, если номер предыдущего столетия не делится на 4. В XVIII веке юлианский календарь отставал от григорианского на 11 дней, в ХIХ веке – на 12 дней, в ХХ веке – на 13. В ХХI веке эта разница в 13 дней сохранится. Ведь 2000 год, первые две цифры которого кратны 4, несет следующему веку лишний день. Такого лишнего дня не будет в 2100 году: его первые две цифры не делятся на 4, и, значит, он не високосный. Так что в XXII веке юлианский и григорианский календари разойдутся уже на 14 дней. В России григорианский календарь был введён большевистским правительством 24 января 1918 года. Из-за этого Новый год стали отмечать раньше, чем Рождество Христово. Введение нового календаря привело к появлению праздника под названием «Старый Новый год».

Рождество — один из главных праздников для христиан. Православная церковь празднует его 7 января. В Европе этот же день отмечают 25 декабря.

Fotki.yandex.ru/next/users/alt-eparhia-press

1 Какое событие произошло в Рождество

Рождество Христово - один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии. Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится у евангелистов Луки и Матфея

Император Ирод приказал провести перепись населения, а для этого каждый должен был придти в свой город. Иосиф, потомок Давида, и его жена Мария направились в Вифлеем. Им не хватило места в гостинице и они остановились в пещере, которую использовали в качестве хлева для скота. Там Мария родила Иисуса и положила его в ясли.

После рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, извещенные об этом событии явлением ангела. На небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Они преподнесли дары - золото, ладан и смирну.

2 Почему дата православного Рождество отличается от католического

Григорианский календарь, по которому сейчас живет большинство стран мира, включая Россию, был введен в 1582 году папой римским Григорием XIII. Тогда как в России продолжали пользоваться Юлианским. Григорианский календарь в нашей стране был введен в 1918 году, однако Русская Православная церковь этого решения не одобрила и продолжает пользоваться Юлианским. В XXI веке разница между датами по двум календарям составляет 13 дней.

3 Кто празднует Рождество

Рождество в ночь с 24 на 25 декабря отмечают не только католики, но и протестанты, живущие по Григорианскому календарю, а также 11 из 15 Поместных Православных Церквей мира, которые придерживаются Новоюлианского календаря, совпадающего с Григорианским.

Рождество отмечают в ночь с 6 на 7 января четыре православные Церкви - Русская, Грузинская, Иерусалимская и Сербская. А также афонские монастыри, живущие по Юлианскому календарю, и многие католики восточного обряда(например, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов.

4 Как празднуют Рождество

В Русской православной церкви Рождество занимает второе место после Пасхи. Ему предшествует 40-дневный рождественский пост. В сочельник(ночь с 6 на 7 января) он особенно строг.

В церквях проходит всенощное бдение. В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», отвечая на них «Славим Его!».

5 Почему канун Рождества называется Сочельник

Название Сочельник происходит от слова «сочиво». Это пшеничные зёрна, размоченные соком из семян. Сочивом принято угощаться в канун Рождества после появления первой звезды. Традиция ничего не есть «до первой звезды» связана с преданием о том, что в ночь Рождества над пещерой, где была Мария, появилась вифлеемская звезды, возвестившей о рождении Христа.

В Православии Рождество входит в число господских двунадесятых праздников и предваряется 40-дневным Рождественским постом. Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, и Польская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь (в пределах Украины), старообрядцы и старостильные церкви празднуют 25 декабря (7 января) по юлианскому календарю. Константинопольская, Элладская, Болгарская и ряд иных поместных православных церквей празднуют 25 декабря по новоюлианскому календарю. После введения григорианского календаря в Советской России в 1918 году юлианский календарь остался только в Румынии, Югославии и Греции, в которых господствующая православная церковь продолжала сопротивляться введению нового календаря. Однако католическая часть населения этих стран уже давно отмечала все праздники по новому стилю, а православная - по старому. Такой разнобой приводил к недоразумениям, вынудивших церковь и правительственные органы заняться календарной реформой. В мае 1923 года в Константинополе состоялся собор православных восточных церквей, созванный патриархом Мелетием IV. На нём был обсужден календарный вопрос и принято решение о реформе. Чтобы не принимать григорианский календарь, «исходящий от католического папы», было решено ввести календарь, названный новоюлианским. Этот календарь был разработан югославским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем (1879-1956). Его статья, появившаяся в 1924 году в астрономическом вестнике «Astronomische Nachrichten», называлась: «Конец юлианского календаря и новый календарь Восточной Церкви». В отличие от григорианского календаря в нём выбрасываетя не 3 суток в 400 лет, а 7 суток в 900 лет. Но решение Константинопольского собора осталось невыполненным. Ранее, в 1919 году, Румыния и Югославия, а позже и Греция ввели у себя григорианский календарь. Церкви Русская, Сербская и Иерусалимская использовали прежний, юлианский календарь. Лишь Константинопольский Патриархат и некоторые этногреческие Православные Церкви в настоящее время практикуют новоюлианский календарь.Католическая церковь - 25 декабря по григорианскому календарю. Армянская апостольская церковь - 6 января.

Римско-католическая церковь и большинство протестантских церквей празднуют 25 декабря по современному григорианскому календарю.

Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон, а также восточнокатолические церкви празднуют 25 декабря по юлианскому календарю (т. н. «старому стилю»), что соответствует 7 января современного григорианского календаря.

Константинопольская (кроме Афона), Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская и некоторые другие православные церкви празднуют 25 декабря по новоюлианскому календарю, который до 1 марта 2800 года будет совпадать с григорианским календарём, то есть одновременно с другими христианскими конфессиями, отмечающими Рождество по «новому стилю».

Древневосточные церкви празднуют Рождество 6 января в один день с Крещением Господним под общим именем Богоявления.

Попытки установить год рождения Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов и т. п.) не привели к какой-либо конкретной дате. По-видимому, исторический Иисус родился между 7 и 5 годами до н. э. Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году.

Счисление, положенное в основание нашей эры, было сделано в 525 году римским монахом, папским архивариусом, Дионисием Малым. Дионисий, возможно, основывался на данных Хронографического сборника за 354 год (Chronographus anni CCCLIIII). Здесь рождение Иисуса отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла, то есть на 1 г. н. э. Запись в Хронографе 354 г. имеет вид: Hos cons. dominus Iesus Christus natus est VIII Kal. Ian. d. Ven. luna XV («При этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ в пятницу 15-й луны»), то есть 25 декабря.

В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 годом до н. э. (момент прохождения кометы Галлея, которая могла быть Вифлеемской звездой) до 7 года н. э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период. Однако даты после 4 года до н. э. маловероятны по двум причинам. Во-первых, по евангелическим и апокрифическим данным Иисус родился во времена Ирода Великого, а тот умер в 4 году до н. э. (по другим данным, в 1 году до н. э.). Во-вторых, если принять поздние даты, то получается, что ко времени своей проповеди и казни Иисус был бы слишком молод.

Как отмечает исследователь Роберт Д. Майерс: «Библейское описание рождества Иисуса не содержит указания на дату события. Но сообщение Луки (), что „были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего“, указывает на то, что Иисус родился летом или ранней осенью. Так как декабрь в Иудее холодный и дождливый, пастухи, по всей вероятности, ночью искали бы убежища для своего стада». Однако, согласно Талмуду, пастухи, пасшие стада для храмовых жертв, бывали на полях даже за тридцать дней до Пасхи, т. e. в феврале, когда количество дождя в Иудее бывает весьма значительно, что опровергает мнения критиков.

Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество, так как, по иудейскому вероучению, рождение человека - «начало скорбей и болей». Однако царь «Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским» (). Для христиан более важным с вероучительной точки зрения был и является праздник Воскресения Христова (Пасха).

25 декабря как день «рождения Христа в Вифлееме Иудейском» впервые упоминает римский Хронограф 354 года, основывающийся на календаре, восходящем к 336 году. В тот же день там отмечен римский гражданский праздник N(atalis) Invicti. Это относительно позднее свидетельство наводит на мысль, что Рождество было пост-Никейским праздником, учреждённым в пику и как реакция на dies natalis solis invicti (День рождения Непобедимого Солнца), установленный в 274 году императором Аврелианом.

Согласно другой точке зрения, донатисты праздновали Рождество ещё до IV века (возможно, уже в 243 году), и дата его уже была вычислена. Датой празднования Благовещения было установлено 25 марта (7 апреля), так как к моменту установления Юлианского календаря на 25 марта чаще всего приходилось весеннее равноденствие - некий образ уравновешенности двух природ в Иисусе Христе: Божественной и человеческой. Прибавление к этой дате девяти месяцев - периода беременности человека - соответственно даёт 25 декабря (7 января). Как раз на 25 декабря тогда же приходился день зимнего солнцестояния, после которого продолжительность светового дня в Северном полушарии Земли начинает прибывать, что послужило поводом для языческих народов считать 25 декабря днём рождения бога Солнца. Для христиан Солнцем Правды является Иисус Христос, и 25 декабря является очень символичным. Поэтому Рождество Христово стало восприниматься ещё и как праздник света, а в христианских храмах начали ставить ветвистое дерево со множеством светильников - прообраз Рождественской ёлки.

В IV веке Восток (кроме Армянской церкви) и Запад заимствовали даты друг друга, установив отдельные праздники для Рождества и Крещения Господня. Впрочем, дата празднования Благовещения жёстко привязана к Рождеству далеко не всегда: в амвросианском обряде воспоминанию Благовещения посвящено последнее (шестое) воскресение Адвента, в мосарабском - 18 декабря.

В 1923 году на Всеправославном Соборе в Константинополе представителями 11 автокефальных православных церквей было принято решение о переходе на «новоюлианский календарь» (в настоящее время совпадает с григорианским). В наше время по новому стилю Рождество отмечают Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Американская Церкви, а также Церковь Чешских земель и Словакии. 4 Поместных Патриархата - Иерусалимский, Русский, Грузинский и Сербский следуют юлианскому календарю. Также Рождество по юлианскому календарю (7 января по григорианскому календарю) празднуют в Афонских монастырях. Юлианскому календарю следуют также все «старокалендарные» деноминации греческой Церкви, а также истинно-православные синоды, отделившиеся от вышеперечисленных автокефалий и патриархатов.

В плоть до начала двадцатого века в России не было принято праздновать Новый год в том виде, в котором мы его отмечаем сейчас. Главным зимним торжеством считалось Рождество Христово - праздник, пришедший вместе с православной религией и посвященный рождению Спасителя. Русское рождество несколько отличается от европейского своими традициями и датой празднования. Почему же русское рождество празднуют 7 января, а европейское – 25 декабря?

История праздника

В Древнем Риме было принято чествовать бога Сатурна в первый день года. Связано это было с солнечным циклом – самая длинная ночь в году оставалась позади, и день начинал расти. Римляне верили, что это заслуга Сатурна и возносили ему хвалу. Приходился этот праздник на 25 декабря согласно Юлианскому календарю.

С появлением христианства множество популярных в народе языческих праздников были адаптированы к новой религии, чтобы не вызывать недовольство у народа. Не стали исключением и сатурналии. С легкой руки новых богослужителей в начале десятого века в Риме этот праздник переименовали в Рождество. При этом в обрядовой части праздника осталось немало языческого. Что, собственно, и помогло сохранить веселую атмосферу, которая так нравилась людям.

Дело в том, что в Библии нет указаний на точную дату, когда был рожден Христос, но сопоставление определенных фактов дает священникам основания полагать, что это вполне могло произойти в первый день года. Но празднование прижилось, поскольку священники сумели провести параллели между солнцем, которое чествовали язычники и солнечным образом Христа-спасителя, кого Новый Завет называет «Солнцем правды».

Так как Христианство довольно быстро распространилось по континенту, то уже к 1100 году рождение Христа отмечалось как главный праздник во всей Европе.

В православном мире Рождество также стало одним из главных государственных праздников. Считается, что отмечать его стали в десятом веке после того, как киевский князь Владимир покрестил Русь. Как и в Европе, этот праздник отмечался 25 декабря.

Так почему Рождество празднуют 7 января?

Все дело в календаре. В шестнадцатом веке Римский Папа Григорий XIII перевел Рим на более точный календарь. В последующие годы большинство мировых стран перешло на ту же систему отсчета времени, что и римляне.

Но русский патриарх Иеремия II решил, что Россия пойдет своим путем и новый календарь ей ни к чему. Таким образом, на момент внедрения Григорианского календаря, отличие в датах между Россией и Римом составило десять суток, а к двадцатому веку выросло до четырнадцати.

Большевики, придя к власти, внедрили и григорианский календарь, но РПЦ осталась непреклонна в своих убеждениях. Поэтому православное Рождество празднуется на две недели позже католического – 7 января.

Традиции русского рождества

В канун Рождества еще длился Великий пост, поэтому в этот день никаких пиршеств не устраивали. А вот с наступлением святок, начинались массовые народные гуляния.

Главной традицией празднования русского Рождества считается прославление Иисуса. Проходило оно не только во время церковных богослужений. У молодежи было принято собираться компаниями и ходить от дома к дому, распевая песни, прославляющие Божьего сына. Кроме того, пелись песни, в которых хозяевам дома желали добра, здоровья, благополучия и других благ. За исполнение песен молодежь было принято поощрять обильным угощением. Отказывать славильщикам в лакомствах было не принято, поэтому исполнители песен ходили с большими мешками для сбора «благодарностей».

С шестнадцатого века из Польши пришла традиция устраивать на Рождество вертеп. Это был чаще всего кукольный, а позже и актерский театр, в котором неизменно изображался сюжет появления на свет Христа. Согласно традициям, Божью матерь и младенца «играли» иконы, а вот волхвов и остальных персонажей куклы или люди.

Традиция украшать ель пришла в Россию из Германии. Ввел этот обычай в 1699 году Петр первый. Правда, в его указе содержалось приказание, украшать дома ветками хвойных растений. Непосредственно наряжать ели в России стали с середины девятнадцатого века. Во время войны с Германией в 1916 РПЦ запретила наряжать елки, т. к. это была вражеская традиция. Большевики не стали отменять этого запрета вплоть до 1935 года, когда обычай украшать елку вернулся уже как новогодний.

Рождественский стол

С окончанием Великого поста начинался охотничий сезон, и можно было резать домашнюю скотину. Поэтому рождественский стол в России традиционно ломился от мясных блюд. Непременным его атрибутом были домашние колбасы, заливное, бараний бок с кашей, запеченный поросенок, курица или фаршированный гусь. Много готовилось и закрытых пирогов с начинкой из мяса, грабов или капусты. Пеклись блины.

Но это непосредственно на Рождество. В Сочельник же пост еще продолжался, поэтому на столе можно было встретить только диетические блюда. Считалось, что постных блюд должно быть 12 как месяцев в году, чтобы весь следующий год жить в благости.

Непременными атрибутами Сочельника являются взвар и кутья . Взвар – это напиток из сухофруктов. Кутья же – постная каша из зерен пшеницы, меда и мака. Иногда в кутью добавляют орехи или изюм. Но первые три компонента неизменны, поскольку несут символическое значение. Пшеница символизирует жизнь. Мед – благополучие и сытость. Мак – достаток и богатство. Считается, что чем вкуснее кутья, тем удачнее для семьи пройдет год.

Кроме кутьи и взвара меню в канун Рождества могло включать в себя разваренный горох, голубцы, капустняк, постные пироги, блины, постный борщ, жареную или соленую рыбу, вареники с капустой, картошкой, грибами или фруктами и кашу.

Существовали и особые ритуалы в оформлении стола. Так обязательным условием сервировки было постелить под скатерть немного соломы. Это символизировало ясли, в которые Мария уложила божьего сына после рождения. Под столом же нужно было спрятать какую-нибудь железную вещь. Считалось, что прикоснуться к нему обязаны все гости застолья, чтобы год прошел в здоровье.

За столом положено было сидеть четному количеству людей. Если так не получалось, то нужно было поставить на стол еще один прибор.

Подарки

Обменивались подарками раньше прямо за столом. Это было принято делать после того, как все гости отведают основное блюдо.

Дарили на Рождество домашнюю утварь, сладости или мелкие сувениры. Дорогие презенты были неуместны в этот день.

С наступлением Рождества начинаются Святки – период, когда нужно возносить хвалу господу и праздновать рождение Спасителя. Длятся они до Крещения. На Святки принято ходить в гости, гулять и веселиться. В языческие времена это время считалось лучшим для гаданий и предсказаний, но православная церковь не одобряет этих действий.

Не зависимо от того, захотите вы отпраздновать Рождество по всем канонам или нет, мы желаем вам встретить этот праздник в теплом семейном кругу.

«Сайт о растениях» pro-rasteniya.ru Вернуться в раздел ЗАМЕТКИ

Однажды председателю Союза писателей Александру Фадееву доложили, что пришла какая-то старуха, просит её принять, говорит, что она стихи пишет. Фадеев велел её впустить. Войдя в кабинет, посетительница села, положила на колени котомку, которую держала в руках, и сказала: «Жить тяжело, Александр Александрович, помогите как-нибудь». Фадеев, не зная как быть, сказал:

Вы действительно стихи пишете?
- Писала, печатали когда-то.
- Ну, хорошо, - сказал он, чтобы кончить это свидание, - прочтите мне что-нибудь из ваших стихотворений.

Она благодарно посмотрела на него и слабым голосом стала читать:

В лесу родилась ёлочка.
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зеленая была…

Так это вы написали? - воскликнул изумленный Фадеев. По его распоряжению, посетительницу немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.

Раиса Адамовна Кудашева (так звали старушку) прожила долгую жизнь (1878-1964). Урожденная княжна Гидройц (литовский княжеский род), в юности она служила гувернанткой у князя Кудашева, позже вышла за него замуж. Работала учителем, а в советское время - библиотекарем. В молодости печаталась, главным образом, в детских журналах.

К славе Кудашева относилась с поразительным равнодушием и долгие годы скрывалась под различными инициалами и псевдонимами. Она объясняла это так: «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла». В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашевой «Лери», которая так и осталась её единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, её первой большой любви к блестящему офицеру. Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек.

В 1903 году она написала рождественское стихотворение «Ёлка»:

Гнутся ветки мохнатые
Вниз к головам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой…
Поиграть, позабавиться,
Собрались детки тут
И тебе, ель-красавица,
Свою песню поют.
Все звенит, разрастается,
Голосков детских хор,
И, сверкая, качается
Ёлки пышный убор.***

В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла,
Зимой и летом стройная, зеленая была!
Метель ей пела песенки: «Спи, ёлка… баю-бай!»
Мороз снежком укутывал: смотри, не замерзай!
Трусишка зайка серенький под ёлочкой скакал,
Порой сам волк, сердитый волк, рысцою пробегал.***

Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит ёлка скорей
Свои веточки.
В них орехи блестят
Золоченые…
Кто тебе здесь не рад,
Ель зеленая?***

Чу! Снег по лесу частому под полозом скрипит,
Лошадка мохноногая торопится, бежит.
Везет лошадка дровенки, а в дровнях мужичок.
Срубил он нашу ёлочку под самый корешок…
И вот ты здесь, нарядная, на праздник к нам пришла,
И много-много радости детишкам принесла.***

Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит ёлка скорей
Свои веточки.
Выбирайте себе
Что понравится…
Ай, спасибо тебе,
Ель-красавица!

Эти стихи за подписью «А.Э.» были опубликованы в рождественском номере журнала «Малютка». Как видим, они представляли собой нечто вроде сценария рождественской игры. Детишек призывают петь «веселей и дружней», чтобы заслужить подарки и лакомства, висящие на ёлочке. Но «голосков детских хор» на основе ее стихов раздался только несколько лет спустя.

В 1905 году кудашевская «Ёлка» попалась на глаза агроному и страстному любителю музыки Леониду Карловичу Бекману (1872-1939). Это был прибалтийский немец, потомственный дворянин, обладавший незаурядными музыкальными способностями. В студенческом хоре университета он пел партию будущего выдающегося певца Собинова, когда тот почему-нибудь не мог выступать. Незадолго до описываемых событий, в феврале 1903 года, Л. Бекман женился на Елене Щербине - приемной дочери Е.Н. Щербины (директора гостиницы «Славянский базар»), талантливой пианистке, закончившей за четыре года до этого с золотой медалью Московскую консерваторию, впоследствии заслуженной артистке России, профессоре Московской консерватории. Профессиональное мастерство ее было таково, что ради шутки она могла лечь животом на крышку инструмента и играть вниз головой.

Л. Бекман с семьей

Рождение песни произошло 17 октября 1905 года - в день, когда царь подписал исторический манифест, преобразивший государственные устои Российской империи.

По воспоминаниям Елены Бекман-Щербины, дело было так: «17 октября 1905 года моей старшей дочке Верочке исполнилось два года, и я утром подарила ей живую куклу - сестричку Олю, которая родилась в половине первого ночи, то есть тоже 17 октября. Верочка была в полном восторге. Пока я еще лежала в постели, Леонид как-то сел за рояль, посадил Верика на колени и сочинил для нее песенку на стихотворение из детского журнала «Малютка» - «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла…» Верочка, обладавшая прекрасным слухом, быстро ее выучила, а я, чтобы не забыть песенку, ее записала. Впоследствии мы оба стали сочинять для детей и другие песенки. Так возник сборник «Верочкины песенки», выдержавший в короткий срок четыре издания, затем - «Оленька-певунья».

Позже музыкальные критики находили, что музыка Бекмана не вполне оригинальна. Мелодия «Ёлки» перекликается с песенкой шведской поэтессы и композитора Эмми Кёлер «Зажигаются тысячи рождественских свечей» («Nu tändas tusen juleljus», 1898 г.):


И с немецкой студенческой песней начала XIX века «Wir hatten gebauet ein stattliches Haus»:


Тем не менее, о «Ёлке» одобрительно отозвались Рахманинов, Танеев, Скрябин. После этого новая песенка стала приобретать все более широкое признание, хотя Кудашева многие годы об этом даже не догадывалась.

В 1933 году, когда в СССР впервые официально был отмечен Новый год, призванный вытеснить Рождественские праздники, песня Кудашевой-Бекмана вновь звучала под каждой ёлкой. Текст Кудашевой оказался идеологически стерильным, и потому приемлемым - в этой Рождественской песне ни разу не упоминается Рождество!

Почему мужчины предпочитают блондинок или эволюция идеала женской красоты Светловолосые, длинноногие, стройные — за феноменом привлекательности блондинок обнаруживаются...

  • СОЮЗ ПЕРЕВОДЧИКОВ РОССИИ приглашает преподавателей перевода на семинар по повышению квалификации на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ПЕРЕВОДУ В ВУЗЕ» с...