Октябрь - капустник. Фольклорный праздник «Осенние посиделки — капустник Обряды и поверья

Татьяна Петрова

«Осенние посиделки - капустник».

Цель : приобщать детей к праздничной культуре русского народа.

Задачи :

Знакомить детей с традициями русской кухни и связанными с ними произведениями малых фольклорных форм

Познакомить с русским народным костюмом,

расширять знания детей о традициях и обычаях проведения календарно-обрядового праздника "Покров", «Капустник»

Закреплять понятия о видах и жанрах устного народного творчества;

Развивать эмоционально-чувственную сферу детей, образное мышление, творческое воображение, выразительную речь;

Воспитывать умение постигать народную мудрость, спрятанную в слове.

Предварительная работа. Разучивание с детьми загадок, пословиц, поговорок и потешек, прослушивание русских народных наигрышей, рассматривание русского народного костюма, игрушек народных умельцев, заучивание русских народных игр и хороводов

(дети входят в зал, встают полукругом)

Ведущий :

На гроздья рябины дождинка упала,

Листочек кленовый кружит над землёй

Ах, осень, опять ты врасплох нас застала

И снова надела наряд золотой.

1-й ребёнок:

Пролетают паутинки

С паучками в серединке

И высоко от земли

Пролетают журавли

Всё летит, должно быть это

Пролетает наше лето.

Ведущий :

Весёлый маляр наугад

Разбрызгал чудесные краски,

И леса осенний наряд

Нас манит, как добрая сказка.

Ребёнок:

А где же Осень, не поймем,

Что ж к нам она не входит?

Наверное с дождём вдвоем

Всё красоту наводит.

Ребёнок:

Хотелось ей позолотить

Берёзы, липы, клёны.

Чтоб ничего не пропустить

Закрасить цвет зелёный.

Ребёнок :

Наступила осень

Пожелтел наш сад.

Листья на берёзе,

Золотом горят.

Не слыхать весёлых

Песен соловья

Улетели птицы

В дальние края.

Песня «Кружатся листочки»

Ведущий :

Давайте Осень позовём,

Ей дружно песенку споём.

Дети исполняют песню Осень в конце входит в зал.

Песня «Листик золотой» - упражнение с листьями

Осень :

Вы обо мне? Как рада я!

Поклон вам до земли, друзья.

Ну, здравствуйте! Меня вы звали?

И к вам на праздник я пришла,

Хотя дела не отпускали,

Но время все, же я нашла.

Осень :

Спасибо, милые мои друзья,

Так счастлива и благодарна я.

Ведущий :

Осень, милая, садись.

С нами пой и веселись.

Дети песенку споют,

О тебе стихи прочтут.

Песня «Про осень»

Осень : Молодцы! Петь да плясать вы умеете.

А скажите-ка мне, сколько месяцев у осени? А название этих месяцев знаете?

Ведущий : Давайте расскажем Осени об осенних месяцах.

Дети читают стихи:

Первым сентябрь пришел!

Дождь, листопад за собою привел.

За ним октябрь настал.

Покров праздник заиграл.

Октябрь месяц не простой

Стол осенний не пустой!

Урожай в полях собрали,

Свадьбы весело играли!

А потом ноябрь придет

Он и зиму приведет!

Ведущий :

Осень, рады мы, что ты пришла.

Что же ты нам принесла?

Осень : У меня в руках корзинка,

В ней – осенние дары.

Все, чем только я богата,

Принесла для детворы

Песня – хоровод «Дары осени»

Осень : Ну, а мне пора прощаться,

В лес осенний возвращаться.

Ждет меня ещё дела.

До свиданья, детвора!

Ведущий : На завалинках, в светелке иль на бревнышках каких,

Собирали посиделки пожилых и молодых.

Здесь и красные девицы, добры молодцы сидят.

Так давайте веселиться, осень щедрую встречать!

Праздник мы с вами продолжаем

И нас ждет к себе в гости хозяйка

(меняется занавес осени на избу, дети проходят в избу, их встречает Хозяйка)

Ведущий : Принимай, Хозяйка, гостей.

Хозяюшка : Здравствуйте, ребятушки! Приятно видеть вас в добром здравии! Проходите, рассаживайтесь! Будьте как дома!

Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час-

Встречу теплую такую я готовила для вас.

Будут игры, будут пляски, будут песни хороши,

Ведь когда – то посиделки были праздником души.

Хозяюшка : Ребята, недавно 14 октября прошел Великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в память о чудесном явлении Божией матери. Она простирала свой покров над молящимися людьми и спасала от иноземных захватчиков жителей города. Это один из самых любимых в русском народе православных праздников.

Хозяюшка : С Покрова начинались регулярные девичьи посиделки. Собрали последний урожай с полей, срубили и капусту. И начинались на Руси веселые вечеринки в честь капусты - капустницы. Обязательным угощением на столах были блюда из капусты - пироги, пирожки, квашенная капуста.

Посмотрите, какуюкапустку я вырастила. Белую, сладкую! Весной посадила, все лето ухаживала, да приговаривала.

Ты, капуста, родись

И бела, и спела,

И бела, и спела,

И со тыном ровна.

Вот она какая выросла

Ведущий : Да ведь в один день всей капусты не заготовить! Вот и сложилась традиция звать на помощь подруг да соседок.

К нам наехали капустны вечера,

На конях, на соболях, на лисицах, горностаях.

Уж вы кумушки, голубушки мои,

Вы придите поработать у меня,

Пособите мне капусту порубить,

Пособите-ка ее мне усолить.

Выходите мамочки, помогите мне с капустой спрвиться


(мамы подходят к столу и имитируют засолку капусты)

Хозяйка : Солили капусту на Руси и с морковью, и с клюквой, и с брусникой. Капуста и вкусной и красивой получалась, приятно на стол подать!

Ведущий : А хотите, я вас научу капусту солить?

Пальчиковая игра «Капуста»

Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста?

Если я капуста.

Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем.

Хозяйка . А теперь перемешаем и попробуем. Покажите, вкусная капуста или пересоленная, а я отгадаю.

Играет с детьми. (дети показывают мимикой)

Молодцы! Вот мы и засолили капусту. Капуста вкусная получилась, будем зимой с картошечкой кушать.

Ведущий: Заводите-ка, девицы да добры молодцы, хоровод про капусткунашу белокочанную, чтобы и на тот год она также хорошо уродилась!

Хоровод «Вью, вью, вью я капусточку»

Вью, вью, вью я капусточку, да

Вью, вью, вью я капусточку.

Завивался вилок кочешок,

Завивался вилок кочешок.

Развивался вилок кочешок

Хозяйка : А вы знаете пословицы о капусте, как в народе говорят?

Дети - пословицы:

"Хлеб да капуста голод не подпустят"

"Есть хлеб да капуста - на столе не пусто"

«Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой»

«Октябрь - капустник, пропах капустой»

"Капусту любить - про хвори забыть"–

Хозяйка : Да, правильно в народе говорили, что капуста и накормит, и вылечит.

Ведущий : Слышите? Кто -то к нам стучится.

Это кто тут к нам пришел?

Козел – ребенок: Это я – козел Мефодий.

Ведущий : По каким таким делам?

Козел : Помогаю сторожам

Я капусту охраняю

Каждый лист оберегаю

Ведущий : Почему ж капусту вдруг,

А не редьку и не лук?

Козел : Лук стеречь я не умею,

А от редьки я худею.

А капуста хороша

И нужны ей сторожа.

Потому что самый вкусный,

Очень вкусный – лист капустный!

Хозяйка :

Эй, девчонки - хохотушки

Не пора ли спеть частушки.

А мальчишки тоже встанут,

От девчонок не отстанут.

Частушки .

Выходи скорей, подружка,

Мы на публике блеснем

И задорные частушки

Про капусту пропоем.

В огород козу пустила,

Чтоб капусту сторожила.

К ней козел пришел на чай.

Съел капусту невзначай!

Хороша моя капуста,

А я тоже не плоха!

Вместе с ней сижу на грядке –

Поджидаю жениха

Со всего двора мальчишки

На крыльце сидели.

На зубах их кочерыжки

Белые хрустели.

Дома маме помогать –

Хорошенькое дело.

Мама резала капусту,

Я морковку ела.

Ах, подружки дорогие,

Дайте мне капусты.

Я всё лето загорала -

В огороде пусто.

Разудалый я силач –

Гну рукой подковку!

Потому что я жую

Каждый день морковку.

Хорошо частушки пели,

Хорошо и окали.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали!

Ведущий : А сейчас пора игры

Игра «Колышки» («Я на камушке сижу»р. н. м.)

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу.

Ай ли, ай люли, огород свой горожу.

Девочки-подружки, разбирайте колышки!

Девочки выбирают мальчиков и встают за ними, образуя круг.

Водящий ходит вокруг круга, подходит к любой паре.

Водящий : Кума, кума, продай колышки!

А что стоит?

Кочан капусты, веник да рубль денег.

Ну, по рукам, да в баню!

Ударяют по рукам и бегут в разные стороны. Кто прибежит первым, тот встает у «колышка». Проигравший становится водящим.

Ведущий : Раз, два, раз, два

И закончилась игра!

Хозяйка : Что-то слышен хруст в кустах.

Скрипит капуста на зубах.

Зайцы к грядке прибежали,

И капустку уминали.

Сценка «Сказка о капусте»

(На тихом звучании музыки «Посиделки»)

Действующие лица: Ведущий - ребенок, Зайцы - 4 чел., Капуста, Еж, Дуб.

Ведущий : Как-то осенью, чуть свет

Пригласили на обед

Зайцы модницу Капусту.

Заяц 1: Что сидеть одной и грустной?

Суп готовится у нас,

Стол накроем мы для вас!


Ведущий : Капуста ручками всплеснула,

На приглашенье улыбнулась…

Капуста . Ах, как славно! Хруп-хруп!

Зайцы мне готовят суп!

Ведущий : Капуста долго наряжалась,

В сто одежек одевалась…

Капуста надевает халатик, жилет, пиджак, пальто, все зеленое.

К обеду лишь управилась…

Наконец отправилась!

С настроением хорошим

Шла Капуста по дорожке.

Капуста: Хруп-хруп! Хруп-хруп!

Зайцы мне готовят суп!

Ведущий : А навстречу колюч Ёж.

Еж : Ты куда это идёшь?

Капуста : Здравствуй, Ёжик! Хруп-хруп!

Зайцы мне готовят суп!

Еж :. К Зайцам на обед идешь?

Ой, а в суп не попадешь?

Капуста : Ты колюч, а глуп, глуп!

Зайцы мне готовят суп!

Ведущий : И пошла своей дорожкой,

Своей, хвастаясь одежкой.

Дуб могучий повстречался,

Всё Капусте удивлялся…

Дуб : К Зайцам! Ну, иди, иди.

Сама в суп не попади!

Капуста : Ты могуч, а глуп, глуп!

Зайцы мне готовят суп!

Ведущий : Вот пришла к Зайцам Капуста

И за стол уселась с хрустом.

Капуста : Добрый день вам, хруп-хруп!

Подавайте, Зайцы, суп!

Ведущий : Ну, а Зайцы говорят…

Заяц 1. Покажите свой наряд!

Вы снимайте-ка пальто!

Не возьмет его никто!

Хватает пальто и с ним убегает.

Заяц 2 . У нас тепло, мороза нет.

Вы снимайте и жилет!

Хватает жилет и с ним убегает.

Заяц 3. Нарядились-то вы как! …

Вы снимайте и пиджак!

Хватает пиджак и с ним убегает.

Заяц 4. Располагайтесь, отдыхайте

И халат свой снимайте!

Хватает халат с ним убегает.

Ведущий : Зря Капуста наряжалась!

С кочерыжкой лишь осталась!

Капуста медленно уходит, опустив голову .

Ведущий- взрослый: Но Капуста есть капуста!

Ей ли оставаться грустной?

Вновь Капуста к нам пришла!

Ещё что-то принесла!

Капуста и Хозяйка выходят с подносом, накрытым салфеткой, с пирогами.

Капуста . Капусту любят все на свете:

Зайцы, взрослые и дети!

Всем могу я пригодиться!

Этим буду я гордиться!

Хозяйка : Пока мы пели да плясали, в игры разные играли, испеклись пироги с капустой. С пылу, с жару, враз проглотишь пару!

Ведущий : А наши мамы тоже хозяюшки. Они капусту ценят, уважают и вот какими блюдами сегодня удивляют!

Хозяйка : Спасибо нашим мамам за труд и старание.

Ведущий : Будем пробовать, ребята?

За обе щеки уплетайте

Да Капусту вспоминайте!

(угощение в группе капустными блюдами)

Приходящийся на 25 сентября (8 октября) . В этот день толокой рубили капусту для закваски, забивали на продажу кур, готовились к свадебному сезону . Девушки и парни собирались на капустную толоку, где много шутили, ёрничали, пели, стараясь «показать себя» .

Другие названия дня

Обряды и поверья

В России рубку капусты начинали с переломного дня (от лета к осени) и в зависимости от местности это был день Воздвиженья (14/27.IX) или Сергея-капустника (25.IX/8.X), а в Сибири - Богородицкий день . У русских во многих сёлах капустенские вечера длились две недели, начиная с Воздвиженья .

На капустки девушки (капустницы) приходили, чтобы помочь той или иной семье в заготовке на зиму капусты. Это делалось с весёлыми песнями; «гостьям подносилось сусло-пиво, ставились сладкие меда, подавались угощенья-заедки разные» . На капустки нередко приглашали семьи, в которых были дочки на выданье. Количество приглашённых зависело от урожая капусты у хозяина дома. Как правило, собиралось не менее 10–15 девушек. Парни приходили незваными .

Нарядно одетые капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с капустой, как с праздником. Хозяйка, поздоровавшись и высказав комплименты капустницам, показывала место для рубки. Девушки рубили капусту принесёнными с собой сечками. Через некоторое время приходили парни и развлекали их шутками, комплиментами, помогали закрывать кадки, наполненные капустой, относить их в подполье. Капустки устраивались и в небольших провинциальных городах. И. П. Сахаров писал о капустках («капустницах»): «Это народное торжество, отправляемое горожанками, известно во многих местах. В Алексине, уездном городе Тульской губернии, девушки в богатых уборах ходят с песнями из дома в дом рубить капусту. В домах, где приготовлена для гостей капуста, убирается особенный стол с закусками. За девицами является молодежь со своими гостинцами высматривать невест. Вечером по всему городу разыгрываются хороводы» .

Каждая девушка, отправляясь на капустки, надеялась, что её заметит хороший парень и посватается к ней после Покрова. По поверью, чтобы это произошло, она должна была в Воздвижение семь раз произнести заклятие: «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добра молодца (имя) любовь ко мне, красной девице (имя), чтоб этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы её зима студеная не тонула, чтобы её зима студеная не знобила! Крепкое мое слово, как железо» .

В Польше почти каждый хозяин приглашал для подготовки капусты девушек - чаще всего из соседних домов, которые очищали капусту от верхних листьев до ночи. По завершении работы хозяйка угощала их ужином, после которого приходили парни с вином и рубили капусту. По окончании работы парни ужинали и танцевали с девушками .

Поговорки и приметы

См. также

Напишите отзыв о статье "Сергей Капустник"

Примечания

Литература

  1. Ганцкая О. А. Поляки // . - М .: Наука , 1978. - С. 174–184. - 296 с.
  2. Даль В. И. // Пословицы русского народа. - 1861–1862.
  3. Ермолов А. С. . - СПб. : Типография А.С.Суворина, 1901. - Т. 1. Всенародный меяцеслов. - 691 с.
  4. Коринфский А. А. . - М .: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. - 723 с.
  5. // АиФ Детская Энциклопедия. - М ., 2003. - № 10 (96) от 31 октября 2003 г. .
  6. Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. - СПб. : Азбука-классика, 2007. - 765 с. - ISBN 5352021408 .
  7. Сахаров И. П. Русское народное чернокнижие. - СПб. : Литера, 1997. - 416 с. - ISBN 5-86617-023-X .
  8. Посиделки / Е. С. Узенёва // : в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого ; . - М . : Международные отношения , 2009. - Т. 4: П (Переправа через воду) - С (Сито). - С. 196-200. - ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.
  9. Капуста / Усачева В. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого ; . - М . : Международные отношения , 1999. - Т. 2: Д (Давать) - К (Крошки). - С. 457–461. - ISBN 5-7133-0982-7 .
  10. Шангина И. И. . - СПб. : Азбука-классика, 2007. - 352 с. - ISBN 978-5-352-02194-1 .
  11. Янин И. Т. История крылатых слов и выражений. - Калининград: Янтарный сказ, 2003. - 352 с. - ISBN 5-7406-0715-9 .
  12. Васілевіч Ул. А. // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. - Мн. , 1992. - С. 554-612 . (белор.)

Ссылки

  • (pandia.ru)

Отрывок, характеризующий Сергей Капустник

Князь Василий тотчас понял, кто был этот никому. Он шепотом сказал:
– Я верно знаю, что Кутузов, как непременное условие, выговорил, чтобы наследник цесаревич не был при армии: Vous savez ce qu"il a dit a l"Empereur? [Вы знаете, что он сказал государю?] – И князь Василий повторил слова, будто бы сказанные Кутузовым государю: «Я не могу наказать его, ежели он сделает дурно, и наградить, ежели он сделает хорошо». О! это умнейший человек, князь Кутузов, et quel caractere. Oh je le connais de longue date. [и какой характер. О, я его давно знаю.]
– Говорят даже, – сказал l"homme de beaucoup de merite, не имевший еще придворного такта, – что светлейший непременным условием поставил, чтобы сам государь не приезжал к армии.
Как только он сказал это, в одно мгновение князь Василий и Анна Павловна отвернулись от него и грустно, со вздохом о его наивности, посмотрели друг на друга.

В то время как это происходило в Петербурге, французы уже прошли Смоленск и все ближе и ближе подвигались к Москве. Историк Наполеона Тьер, так же, как и другие историки Наполеона, говорит, стараясь оправдать своего героя, что Наполеон был привлечен к стенам Москвы невольно. Он прав, как и правы все историки, ищущие объяснения событий исторических в воле одного человека; он прав так же, как и русские историки, утверждающие, что Наполеон был привлечен к Москве искусством русских полководцев. Здесь, кроме закона ретроспективности (возвратности), представляющего все прошедшее приготовлением к совершившемуся факту, есть еще взаимность, путающая все дело. Хороший игрок, проигравший в шахматы, искренно убежден, что его проигрыш произошел от его ошибки, и он отыскивает эту ошибку в начале своей игры, но забывает, что в каждом его шаге, в продолжение всей игры, были такие же ошибки, что ни один его ход не был совершенен. Ошибка, на которую он обращает внимание, заметна ему только потому, что противник воспользовался ею. Насколько же сложнее этого игра войны, происходящая в известных условиях времени, и где не одна воля руководит безжизненными машинами, а где все вытекает из бесчисленного столкновения различных произволов?
После Смоленска Наполеон искал сражения за Дорогобужем у Вязьмы, потом у Царева Займища; но выходило, что по бесчисленному столкновению обстоятельств до Бородина, в ста двадцати верстах от Москвы, русские не могли принять сражения. От Вязьмы было сделано распоряжение Наполеоном для движения прямо на Москву.
Moscou, la capitale asiatique de ce grand empire, la ville sacree des peuples d"Alexandre, Moscou avec ses innombrables eglises en forme de pagodes chinoises! [Москва, азиатская столица этой великой империи, священный город народов Александра, Москва с своими бесчисленными церквами, в форме китайских пагод!] Эта Moscou не давала покоя воображению Наполеона. На переходе из Вязьмы к Цареву Займищу Наполеон верхом ехал на своем соловом энглизированном иноходчике, сопутствуемый гвардией, караулом, пажами и адъютантами. Начальник штаба Бертье отстал для того, чтобы допросить взятого кавалерией русского пленного. Он галопом, сопутствуемый переводчиком Lelorgne d"Ideville, догнал Наполеона и с веселым лицом остановил лошадь.
– Eh bien? [Ну?] – сказал Наполеон.
– Un cosaque de Platow [Платовский казак.] говорит, что корпус Платова соединяется с большой армией, что Кутузов назначен главнокомандующим. Tres intelligent et bavard! [Очень умный и болтун!]
Наполеон улыбнулся, велел дать этому казаку лошадь и привести его к себе. Он сам желал поговорить с ним. Несколько адъютантов поскакало, и через час крепостной человек Денисова, уступленный им Ростову, Лаврушка, в денщицкой куртке на французском кавалерийском седле, с плутовским и пьяным, веселым лицом подъехал к Наполеону. Наполеон велел ему ехать рядом с собой и начал спрашивать:
– Вы казак?
– Казак с, ваше благородие.
«Le cosaque ignorant la compagnie dans laquelle il se trouvait, car la simplicite de Napoleon n"avait rien qui put reveler a une imagination orientale la presence d"un souverain, s"entretint avec la plus extreme familiarite des affaires de la guerre actuelle», [Казак, не зная того общества, в котором он находился, потому что простота Наполеона не имела ничего такого, что бы могло открыть для восточного воображения присутствие государя, разговаривал с чрезвычайной фамильярностью об обстоятельствах настоящей войны.] – говорит Тьер, рассказывая этот эпизод. Действительно, Лаврушка, напившийся пьяным и оставивший барина без обеда, был высечен накануне и отправлен в деревню за курами, где он увлекся мародерством и был взят в плен французами. Лаврушка был один из тех грубых, наглых лакеев, видавших всякие виды, которые считают долгом все делать с подлостью и хитростью, которые готовы сослужить всякую службу своему барину и которые хитро угадывают барские дурные мысли, в особенности тщеславие и мелочность.
Попав в общество Наполеона, которого личность он очень хорошо и легко признал. Лаврушка нисколько не смутился и только старался от всей души заслужить новым господам.
Он очень хорошо знал, что это сам Наполеон, и присутствие Наполеона не могло смутить его больше, чем присутствие Ростова или вахмистра с розгами, потому что не было ничего у него, чего бы не мог лишить его ни вахмистр, ни Наполеон.
Он врал все, что толковалось между денщиками. Многое из этого была правда. Но когда Наполеон спросил его, как же думают русские, победят они Бонапарта или нет, Лаврушка прищурился и задумался.
Он увидал тут тонкую хитрость, как всегда во всем видят хитрость люди, подобные Лаврушке, насупился и помолчал.
– Оно значит: коли быть сраженью, – сказал он задумчиво, – и в скорости, так это так точно. Ну, а коли пройдет три дня апосля того самого числа, тогда, значит, это самое сражение в оттяжку пойдет.
Наполеону перевели это так: «Si la bataille est donnee avant trois jours, les Francais la gagneraient, mais que si elle serait donnee plus tard, Dieu seul sait ce qui en arrivrait», [«Ежели сражение произойдет прежде трех дней, то французы выиграют его, но ежели после трех дней, то бог знает что случится».] – улыбаясь передал Lelorgne d"Ideville. Наполеон не улыбнулся, хотя он, видимо, был в самом веселом расположении духа, и велел повторить себе эти слова.
Лаврушка заметил это и, чтобы развеселить его, сказал, притворяясь, что не знает, кто он.
– Знаем, у вас есть Бонапарт, он всех в мире побил, ну да об нас другая статья… – сказал он, сам не зная, как и отчего под конец проскочил в его словах хвастливый патриотизм. Переводчик передал эти слова Наполеону без окончания, и Бонапарт улыбнулся. «Le jeune Cosaque fit sourire son puissant interlocuteur», [Молодой казак заставил улыбнуться своего могущественного собеседника.] – говорит Тьер. Проехав несколько шагов молча, Наполеон обратился к Бертье и сказал, что он хочет испытать действие, которое произведет sur cet enfant du Don [на это дитя Дона] известие о том, что тот человек, с которым говорит этот enfant du Don, есть сам император, тот самый император, который написал на пирамидах бессмертно победоносное имя.
Известие было передано.
Лаврушка (поняв, что это делалось, чтобы озадачить его, и что Наполеон думает, что он испугается), чтобы угодить новым господам, тотчас же притворился изумленным, ошеломленным, выпучил глаза и сделал такое же лицо, которое ему привычно было, когда его водили сечь. «A peine l"interprete de Napoleon, – говорит Тьер, – avait il parle, que le Cosaque, saisi d"une sorte d"ebahissement, no profera plus une parole et marcha les yeux constamment attaches sur ce conquerant, dont le nom avait penetre jusqu"a lui, a travers les steppes de l"Orient. Toute sa loquacite s"etait subitement arretee, pour faire place a un sentiment d"admiration naive et silencieuse. Napoleon, apres l"avoir recompense, lui fit donner la liberte, comme a un oiseau qu"on rend aux champs qui l"ont vu naitre». [Едва переводчик Наполеона сказал это казаку, как казак, охваченный каким то остолбенением, не произнес более ни одного слова и продолжал ехать, не спуская глаз с завоевателя, имя которого достигло до него через восточные степи. Вся его разговорчивость вдруг прекратилась и заменилась наивным и молчаливым чувством восторга. Наполеон, наградив казака, приказал дать ему свободу, как птице, которую возвращают ее родным полям.]

8 октября - Сергей Капустник, Курятник В этот день православные люди отмечают память величайшего подвижника земли русской - Сергия Радонежского. Будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился близ Ростова в семье служилого боярина Кирилла и его жены Марии. После смерти родителей юноша отправился в Хотьковско-Покровский монастырь, где уже иночествовал его вдовый брат Стефан. Однако там он пробыл недолго. Стремясь к уединению, вместе с братом Варфоломей основал пустынь на берегу реки Кончуры посреди глухого Радонежского боря. Позже Стефан, не выдержав аскетичной жизни, уехал в московский Богоявленский монастырь, где стал игуменом. В возрасте 23 лет Варфоломей принял постриг с именем Сергия. Спустя некоторое время к нему начали стекаться иноки, и образовалась обитель, впоследствии преобразовавшаяся в Троице-Сергиеву лавру. Сергий, ставший ее игуменом, прославился своим смирением и трудолюбием. Известно, что он запретил братии принимать подаяние и велел инокам жить только от своего труда. Позже Сергий основал еще несколько монастырей: Благовещенский на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий и Георгиевский на Клязьме. Настоятелями в этих обителях стали его ученики. Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. По преданию, однажды он даже воскресил умершего ребенка. Люди приходили к нему для исцеления, а иногда и просто для того, чтобы увидеть святого. Сергий был славен также тем, что часто примирял враждующих князей, убеждая их подчиниться Великому князю московскому. Благодаря этому, ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство князя Дмитрия Иоанновича и выступили вместе с ним одним войском. Кстати, отправляясь на битву, московский князь приехал за благословением к Сергию, который предрек ему победу, а также отпустил в поход двух своих иноков - Пересвета и Ослябю. На Сергея Капустника русские люди по обыкновению рубили капусту, заготавливая ее на зиму. Опытные хозяйки знали, что солить капусту нужно с первыми заморозками - не раньше, иначе она закиснет. Засолкой занимались всей семьей: дети чистили морковь и яблоки, старики их резали. Мужчины и женщины секли капусту, складывали в кадки, засыпали солью, добавляли морковь, яблоки, бруснику или клюкву. На капустном листе пекли вкусные лепешки. Когда тесто клали на лист, молились, чтобы зима прошла благополучно. На стол в этот день подавали и пирожки с капустой. Второе прозвище, Курятник, досталось святому за то, что он считался хранителем домашней птицы, особенно кур. Правда, почему именно Сергию Радонежскому выпала такая «честь», сказать сложно. На Сергея судили об установлении зимы. Если выпадал первый снег, зиму ждали на Михайлов день, 21 ноября, а если погода стояла ясной, то и три последующие недели должны были быть такими же. Наблюдали и за ветром: если он дул с севера - это предвещало холодную зиму, если с юга - теплую, если с запада - снежную.

Свое название этот месяц унаследовал от древних римлян, которые считали его восьмым месяцем года («окто» по-латыни — «восьмой»). В древности на Руси октябрь называли «грязником», «листобоем», «листопадником», «капустником».

Не все народные приметы нынче сбываются, а тем более, прогнозы погоды, но давайте проверим на сей раз. Издавна считали, что если на Евстафия (3.10) туманно и тепло - это к благоприятной осени и нескорому снегу. Коли первый снег на 8.10, то зима установится к Михайлову дню - 21.11.

Каков Покров (14.10) - такова и зима: ветер с севера - к холодной, с юга - к теплой, с запада - к снежной.

Если лист с березы и дуба не полностью опадает - к холодной зиме. Слишком быстро проходит листопад или очень поздний - тоже жди холодов. Обилие желудей на дубе - напротив, к теплой и снежной зиме. Ива рано инеем покрылась - к долгой. Затяжное осеннее ненастье обычно оборачивается дождливой и холодной весной.

Пора рубить капусту!

С 8 октября - на Сергия - на Руси традиционно начинали рубить капусту и готовить из нее квашеное яство. Каждая хозяйка квасит капусту по-своему, со своими хитростями - с добавлением клюквы, яблок, корицы, кориандра и других специй.

Однако нередко забывают, что успех лучших квашений и сама хрустящая консистенция в солениях изначально зависит от правильного выбора сорта. Хотя бы на будущее учтите, что из имеющихся сегодня 229(!) сортов и гибридов российской и зарубежной селекции для квашения предназначены далеко не все.

Из давно известных к таким относятся Слава, Московская поздняя, Белорусская . Из современных новейших - гибриды Победа, Несравненная, Лебедушка, Эверест , отличающиеся, по утверждению знатоков, непревзойденным пока качеством квашеной продукции по вкусу, консистенции, сохранности, аромату и внешней привлекательности. Проверьте!

Универсальный, пригодный для квашения и одновременно для длительного хранения до февраля - гибрид Пудовая . А вот Глафира великолепно сохраняется в подвале или на балконе в течение семи месяцев - до нового урожая.

Эксперименты с чесноком

Многие огородники ежегодно экспериментируют со сроками посадки озимого чеснока, высаживая его в разные сроки, а в следующем сезоне определяют урожаи. Как при этом выясняется, последний зависит не только от времени посадки, но именно отсюда начинается успех или, напротив, неудача. Хотя не менее важно, как посадить. Но все же самые опытные огородники высаживают свой чеснок в первые дни месяца, например 1 и 5 октября.

Оба варианта приемлемы, хотя первый нередко дает наибольшую прибавку урожая. Напротив, заметно его уменьшают два момента: поздняя посадка - после 10 октября (до морозов зубчики просто-напросто не успевают хорошо укорениться) и недостаточное плодородие почвы.

Кстати, она сильно истощается при возделывании чеснока на одной грядке по несколько лет, как и после лука и картофеля (накапливаются и болезни - общие для этих трех культур). Лучшие же предшественники чеснока - огурцы, кабачки и ранняя капуста, после которых почву перекапывают вилами с полной выборкой корней и сорняков, а затем обязательно вносят щедрые дозы навозного перегноя или компоста (по ведру на квадратный метр).

И даже несмотря на хорошую заправку почвы перегноем, весной отрастающему чесноку нередко не хватает питания, что заметно даже внешне по желтеющим кончикам молодых листочков. Обычно в таких случаях рекомендуют использовать азотные удобрения, но помогают они далеко не всегда. Куда эффективнее комплексные, типа названных. Причем, применять их лучше осенью, заделывая прямо в рядки вместе с зубками чеснока.

Более того, чтобы гарантировать полноценное питание чеснока с первых же дней его развития, полезно предпосадочное замачивание зубков в слабом 2%-ном водном растворе тех же комплексных удобрений в течение суток. Тогда чесночные листья никогда не желтеют, луковицы получаются неизменно крупными, а урожай - наивысшим.

Для посадок важно отобрать самые крупные зубки без признаков заболеваний, отбраковав мелкие, больные, деформированные. Рядки удобнее устраивать поперек грядки, через каждые 20 см, расстояние между зубками - 5-8 см. Глубина посадки - 4 см. На каждый квадратный метр уходит по 50-80 зубков.

Учтите: при запаздывании с посадкой желательно суточное замачивание зубков хотя бы в теплой воде с добавкой древесной золы, а также мульчирование слоем перегноя в 2 см или укрытие нетканым материалом, пленкой, что предохранит чеснок от возможного вымерзания.

Однако обратите особое внимание: под мульчой нередко расселяются мыши-полевки, поэтому поблизости от грядок не поленитесь разложить специальные приманки от грызунов «Эфа» в виде неразмокающих брикетов.

Позаботьтесь о цветах

В первой декаде октября выкапываем луковицы гладиолусов и корнеклубни георгин, когда побуреют и пожухнут листья. Луковицы гладиолусов вилами поддеваем снизу, вынимая их вместе с грунтом на заранее разостланную пленку. Здесь и очищаем их от земли.

Сразу же в 2-3 см от луковицы секатором срезаем стебли с листьями.

После просушки на воздухе луковицы заносим в помещение и укладываем в ящик на слой бумаги, без соприкосновении друг с другом. Окончательное просушивание длится примерно месяц. Но с разным температурным режимом: в первую неделю для гладиолусов подходит обычная комнатная температура — +20-25 градусов. А потом на две недели ящик ставим куда-нибудь на высокий шкаф кухни или недалеко от батареи центрального отопления, где +35. Прогретые же луковицы кладем на подоконник с температурой +18-20.

С ноября до весны гладиолусы лучше сохраняются в прохладном месте. И не в полиэтиленовом, а в бумажном пакете - либо на нижней полке холодильника, либо между балконными дверями, где температура не выше +5.

При выкопке ломких корнеклубней георгин будьте осторожнее. Вначале на высоте 15 см от земли острым секатором полностью срежьте и удалите толстые стебли, затем на расстоянии 20-25 см от оставшихся «пеньков» по всей окружности прокопайте довольно глубокую (на штык лопаты) траншейку, углубите в нее вилы и очень осторожно подденьте снизу корнеклубень. Ни в коем случае не вытягивайте его, «как репку», за остатки обрезанного стебля - порвется на части, разломится! А такие травмы приводят к загниванию и полной порче зимой.

С выкопанных клубней аккуратно стряхивают или отмывают сильной струей воды прилипшую землю, кладут в открытый ящик и отправляют в хорошо проветриваемый подвал, где температура не выше +10-12 градусов и довольно влажно (при сухом воздухе растения будут усыхать и портиться, а при высокой температуре - прорастать, теряя способность к длительному хранению).

Зимой георгины хранят тоже в подвале, только при более низкой температуре (+3-6), но уже не в открытом ящике, а в заполненном сухим торфом, опилками, песком, а лучше - болотным мхом-сфагнумом.

В третьей декаде октября укрывают на зиму розы. Их подрезают в 50 см от почвы и оставшиеся стебли высоко окучивают землей, компостом или торфом, а в самом конце месяца или даже в первых числах ноября, когда совсем похолодает, укрывают более тщательно хвойным лапником и слоем листьев.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно речевого развития воспитанников №26 «Солнышко» села Покойного Буденновского района

«Капустник»

Сценарий осеннего праздника для детей старшей и подготовительнойгруппы в русских народных традициях

Муз.руководитель

Павлинова Г.Н.

Цель : сформировать устойчивый интерес детей старшего возраста к культуре своего народа, вызывать желание стать участниками происходящего действа, активизировать творческую активность в танцевально-игровой деятельности, вызывать эмоциональный подъем и яркие впечатления. Воспитывать интерес к прошлому своего народа, к народным традициям, обычаям, быту, к устному народному творчеству.

Зал оформлен в осенней тематике с элементами русского фольклора: стол с скатертью, кухонная утварь, самовар. На столе лежат кочаны капусты.

Ведущая, в роли хозяйки избы, одета в русский сарафан. Дети также одеты в русские костюмы.

Под фонограмму русской народной песни дети входят в зал, садятся на места.

Хозяйка: И дорожки, и тропинки Солнца луч позолотил.

Дождь хрустальные слезинки На листочки уронил.

Листья, с веток облетая, Кружат пестрою игрой.

Это осень золотая Радует нас красотой!

Поют песню про осень«Осенняя»

Добро пожаловать, гости званные и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь! Мы рады вас приветствовать на праздники осени!

Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав урожай, делали заготовки на долгую зиму.

И вот сегодня, красны девицы да добры молодцы, мы пригласили вас, чтоб рассказать вам об одном старинном обычаи русского народа – капустных вечёрках. Этот праздник отмечался в октябре месяце. А называли его в народе Сергей-капустник! В этот день хозяйки приглашали к себе соседок и подружек помочь нарубить и посолить капусту на зиму. Девушки капусту рубили, а парни приходили в дом к хозяйке для веселья.

На Сергея капусту рубят. Сергей-курятник: кур бьют на продажу.
Набивают отпаренные бочки мелко нарубленным, отсечёенным от кочерыжек капустным листом. Работа эта была для всей семьи. Дети чистили морковь, старики резали. Кочаны очищали от «одежки» – торчащих незавитых листьев. Секли кочаны. Засыпали соль. Толкли деревянной ступой, перемешивали соленье.
Бочку с квашениной откатывали в угол и принимались, коли на капусту был урожай, рубить во вторую бочку. Несколько дней капуста «бродила» – укисала. И стоял в избе терпкий запах. Чтобы капуста не перекисла, порой в неё клали осиновое полешко.
А на капустном листе пекли хлебные лепёшки. Они вынимались из печи пахучие, раздушенные. Когда клали хлебную лепёшку на капустный лист, задумывали зиму зимскую благополучно прожить. Пекли в этот день и капустные пирожки. С первым пирожком, снятым с противня, старая бабка бежала к гряде, с которой сняли капусту, и закапывала пирожок в землю. Просила она земельку о капусте на будущий год – пузастой, голенастой, не пустой, а густой.

Хозяин в это утро приносил к овину пирог и петуха, пирог клал на окно, кланялся и говорил: «Овин, овин, постой подольше, а ты, Овинный, будь добр и ласков». После этого он отламывал и съедал кусок пирога. Потом рубил голову петуху, кропил кровью овин, а саму птицу семья съедала за обедом.

Поговорки и приметы
Вилки с ведро – секи серебро, сечкой мельчи, в кадку топчи.

Секи капусту – не жди Покрова.

Хлеб да капуста лихого не подпустят.

Первый снег сухой - к урожаю.

Если первый снег на Сергия, то зима устанавливается на Михайлов день (8 ноября). Зимний путь устанавливается в четыре семины (седьмицы) от Сергия. Если хорошая погода, то стоять ей целых три недели.

Ну а после работы все водили хороводы, играли в веселые народные игры, пели шуточные песни, состязались в рассказывании небылиц. Веселился народ от души!

Вот и у нас сегодня – капустник!

К нам наехали капустны вечера

На конях, на соболях

На лисицах, горностаях.

Уж вы, кумушки-голубушки мои,

Вы придите поработать у меня,

Пособите мне капусту порубить.

Пособите-ка её мне усолить!

Звучит народная мелодия «Как у наших у ворот». К хозяйке подходят несколько девочек в народных костюмах.

Девочки: Здравствуй, хозяйка! Пришли помочь мы тебе! (кланяются хозяйке)

Хозяйка: Проходите, девицы, проходите красавицы! Как говорится в народе – красному гостю красное место! (показывает куда сесть)

Хозяйка обращает внимание всех на свой стол. Передает морковь, капусту и приговаривает:

Хозяйка: Посмотрите какую капустку я вырастила – белую, сладкую. Весной посадила, всё лето ухаживала. Урожай нынче и выдался хороший! Солили издавна капусту на Руси с морковью, клюквой и брусникой. Капуста вкусной получалась, приятно и на стол падать. Ну- ка, девицы-красавицы, за столом не унывай, а за мною повторяй:

Звучит музыка, девочки поют и по тексту выполняют движения.

Мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту мнем, мнем.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту трем, трем!

Хозяйка: Хорошо у вас получилось, помощницы мои!

Испокон веку картошка да капуста квашенная – первое блюдо у русского человека.

Да и капуста, правду сказать, удалась в этом году на славу!

Так давайте песнями да хороводами славить этот чудесный овощ.

(Хоровод «Я капустицу полола» рус. нар. песня)

Ведущая: Пока вы тут танцевали, я вам капустку принесла. Она такая сочная и спелая.

Вот капуста и поспела. Принимаемся за дело.

Будем квасить и солить, чтоб зимой с припасом жить.

Ведущая: Прежде чем угощение готовить, нужно определить капусту на вес.

(Конкурс «Определи вес кочна».)

Раздается стук. Пришли мальчики в народных костюмах! Вход мальчиков под музыку.

Парни: Выходи, хозяйка, гостей встречать! Будем праздник отмечать!

Хозяйка: Проходите и вы, гости дорогие! Для дорогих гостей и ворота настежь!(усаживаются)

А мы и капустку с моими помощницами как раз досаливаем! А как говорится в народе: «Хорошее начало полдела откачало!» А чтобы у нас лучше дело спорилось, распотешьте-ка нас, гости дорогие, веселыми небылицами!

Дети по очереди рассказывают небелицы.

    Пришел медведь к броду – Бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,Уж он кис, кис, кис…

Вымок, выкис, вылез, высох,

Стал на колоду – Бултых в воду!

    Рано утром, вечерком, Поздно, натрассвете,

Баба ехала пешком В ситцевой карете.

А за нею во всю прыть Тихими шажками

Волк старался переплыть Миску с пирогами.

    Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Крыши испугались, Сели на ворон,

Лошадь погоняла Мужика кнутом!

Хозяйка : Развеселые потешки! Но нам ещё чуть-чуть осталось: помять, посолить, грузом сверху придавить.

А пока, подруги и друзья, запевайте песню шуточную, песню шуточную-прибауточную!

Дети исполняют песню-танец «Про семечки!»

Хозяйка: Вот мы и закончили! Не даром говорится – дело мастера боится!

А теперь заводите, девицы да добры молодцы, развесёлый хоровод про капустку нашу белокочанную, чтоб и на тот год она также хорошо уродилась!

Хоровод «Вейся, вейся, капустка!»

Хозяйка: Молодцы, ребятушки!

А вы знаете, что капуста богата витаминами и очень полезна? Часто выручала она людей во время голода, поэтому и сложил русский народ про нее поговорку: «Хлеб да капуста лихого не допустят!» А какие вы ещё пословицы про осень знаете?

Дети рассказывают пословицы :

    Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой.

    Октябрь – капустник, пропах капустой.

    Октябрь – ложка воды, ведро грязи.

    В октябре до обеда осень, после обеда – зима.

    Быстро тает октябрьский день, не привяжешь за плетень.

    В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печки подбирайся.

Раздается стук, появляется козленок.

Хозяйка: Это кто ещё тут ходит?

Козлик: Это я – козел Мефодий!

Хозяйка: По каким таким делам?

Козлик: Помогаю сторожам.

Я капусту охраняю,

Каждый лист оберегаю.

Хозяйка: Почему капусту вдруг?

А не редьку и не лук?

Козлик: Лук стеречь я не умею,

А от редьки я худею.

А капуста хороша

И нужны её сторожа.

Потому что самый вкусный,

Очень вкусный лист капустный!

Хозяйка: Ах, и козлик! Ах, хитер!

Давай-ка ты лучше с нами и с ребятами вставай в игры разные играть! На таких веч ёрках, как наша часто в игры играли.

Давайте, ребята, поможем капустке завиться.

Капуста виласта. Не будь голениста

Не будь голениста, будь пузата.

Дети под музыку завивают качны. (Дети останавливаются в узком кругу)

Под веселую музыку входит Козел.

Козел: Вот так капуста! Вот так кочны!

Стоят, наливаются, меня дожидаются.

Сейчас я их съем! (дети разбегаются)

Хозяйка: Кто сказал – частушки вроде

В наши дни уже не в моде?

Да и разве дело в моде,

Если любят их в народе!

Поют девушки частушки:

«Капустные частушки»

МАЛЬЧИК .
Выходи скорей, подружка,
Мы на публике блеснем.
И задорные частушки
Про капусту пропоем.
ДЕВОЧКА.
Хороша моя капуста,
Ну, а я-то чем плоха?
Вот сижу теперь на грядке
Поджидаю жениха.
МАЛЬЧИК.
В огород козла пустил,
Чтоб капусту сторожил.
Несознательный козел
Съел капусту и ушел.
ДЕВОЧКА.
Сшила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала?!
МАЛЬЧИК.
За капусту мы боролись
Каждый день и каждый час.
Только гусеницы все же
Победить сумели нас.
ДЕВОЧКА.
Я капустицу полола,
Все боялась не успеть.
Ни травы и ни капусты-
Любо-дорого смотреть!
ДЕВОЧКА .
Я соседского мальчишку
К себе быстро присушу.
Каждый день по кочерыжке
На свидание ношу.
МАЛЬЧИК.
Положу-ка я в кадушку
Всю капусту поскорей.
Буду петь я ей частушки,
Чтоб хрустела веселей.
На проигрыш дети в паре играют в ладушки друг с другом, кружатся под руку топающим шагом и идут по кругу.

Хозяйка : После таких частушек задорных ноги сами в пляс просятся!

Мальчики по очереди говорят:

    Обойди весь белый свет,

Лучше русской пляски нет.

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь!

    Раздайся, народ, меня пляска берет!

Пойду попляшу и друзей приглашу!

3.Во саду ли в огороде
Да при всем честном народе
Веселуху спляшем вам
А вы хлопайте все нам.

Девочки исполняют танец «Деревенская кадриль».

Мальчики играют им на ложках.

2 Ведущая: Теперь можно и блюдо из капусты приготовить.

Козел: Да подождите, капусту крошить, давайте лучше еще поиграем.

Козел проводит веселые аттракционы :

1.Наряди кочан

2.Кто быстрее передаст кочан.

1 Ведущая: Ну, теперь вы наигрались? Можно и за дело.

Капусту взвесили не зря, шинковать пришла пора.

(Конкурс «Кто быстрее нашинкует капусту»)

2 Ведущая : Что же мы будем с этой капустой делать?

1 Ведущая: Так пироги печь!

У меня уже и тесто поспело!

(Уходит за занавеску, выходит с пирогами)

ХОЗЯЙКА. Пока пирогов ждем, песню весело споем!
Песня «К НАМ ГОСТИ ПРИШЛИ»

1 Ведущая: Вот у нас угощение вкусное, пироги да салаты капустные!

2 Ведущая: А вот и самовар поспел, угощайтесь гости дорогие!

(Родители и дети пьют чай и угощаются пирогами, рассматривают капустные поделки)

Хозяйка: И капусту засолили, и пели, и плясали, очень весело играли. Да только играми и плясками сыт не будешь. Пока вы веселились, у меня пироги поспели! Приглашаю вас всех на пироги с капустой! С пылу, с жару – враз проглотишь пару!

На этом наш праздник «Капустник» окончен! До свидания!