День памяти александры. Святая Александра: икона, храм День святой Александры. Подарок на крестины

Уже много столетий Православная церковь хранит память о подвиге царицы Александры, которая была супругой римского императора. На иконах святая Александра изображена в царских одеждах, молодое прекрасное лицо выражает спокойствие. Перед лицом мученической смерти она сумела сохранить достоинство и твердую веру, являясь примером для многих поколений христиан.


Жена императора Диоклетиана

В православии много икон, посвященных разным святым с именем Александра. Но самой известной, пожалуй, является жена императора Диоклетиана. Жила она в конце 3 в., пострадала в начале 4 в. Имя ее тесно связано со святым Георгием Победоносцем, даже праздник установлен в тот же день. О подвиге женщины известно из жития святого. Видя его пытки, она не смогла больше скрывать свою веру, неугодную при дворе.

Шумная толпа окружала место, где мучили связанного Георгия. Царица стала молиться Господу, чтобы Он помог ей подойти к нему. Она открыто признала себя христианской, чем повергла в шок всех, в том числе императора. Это его очень сильно уязвило, потому что Диоклетиан считал своего бывшего военачальника не более, чем могущественным колдуном.

Икона мученицы Александры не показывает ее страданий. Она изображается уже в обновленном состоянии, как и все святые. Встречаются как поясные иконы, так и в полный рост. Узнать Александру Римскую можно по нескольким признакам:

  • в правой руке императрица держит крест;
  • левая рука либо прижата к груди, либо открытой ладонью направлена вперед;
  • на голове - корона;
  • длинные богатые одежды, обычно красного и голубого цвета.

Императрица может стоять на фоне города с рекой, либо просто на золотом фоне. Этот цвет является типичным для многих икон, обозначает сияние вечности, райские обители, иногда - самого Бога. Так иконописцы сообщают, что святые пребывают там, где нет больше боли, страданий и смерти.


Смерть святой

Наверное, многие задаются вопросом - откуда у святых брались мужество и силы, чтобы выносить муки? Ответ прост - источником силы и всех благ является Господь. О том, как должны быть построены отношения Бога и человека много написано в Библии: например, Христос говорил, что надо просить - и просящий получит, стучать - и тогда дверь будет открыта. То есть верующий должен сам проявить инициативу, не быть пассивным.

Мученица Александра не испытала тех страданий, которые выпали на долю Георгия. Она тихо скончалась по дороге к месту казни. Хороший пример того, что Бог не дает испытаний, которые человеку не по силам.


Александра Федоровна

В самом начале нынешнего века Русская православная церковь официально признала святой семью последнего российского императора, в том числе его жену Александру Федоровну. Принцесса немецкого происхождения поначалу не была одобрена в качестве кандидатки на корону, но Николай был упрям. Ему удалось связать жизнь с любимой. Жили они дружно, и пострадали тоже всей семьей.

Существует отдельная икона царицы Александры, есть и образ, на котором представлены ее муж и дети. Императрица заслужила любовь народа еще при жизни, хотя находятся и критики, которые не щадят заграничную принцессу. Много шума наделала, например, тесная связь Распутина с царской семьей. Но время все расставляет по местам - только добродетельная жизнь становится основанием для канонизации.

  • На ряде икон царица держит в одной руке дворец, в другой - крест. Одежды ее расшиты двуглавыми орлами, на голове - белоснежный платок. Есть образы, имеющие очень большое портретное сходство, на лице - макияж, на шее - дорогие украшения. Вероятно, это не совсем канонически выдержанные иконы, от приобретения которых лучше воздержаться, поскольку они скорей похожи на фотографию, а икона должна показывать душу человека.

На рождение младенцам принято заказывать мерные иконы, они делаются по росту малыша. Такие образы становятся семейными реликвиями, которую ребенок со временем сможет передать уже собственным детям.

Другие святые жены

Православие знает многих святых с именем Александра. Выбрать покровительницу себе можно по личному желанию, ознакомившись с житием.

  • В числе 7 дев, пострадавших за веру при Диоклетиане, была одна под именем Александра. Женщины уже достигли старости, но это не остановило мучителей. Узнав, что они являются христианками, их подвергали унизительным мучениям, затем утопили в озере.
  • Благочестивая дворянка Агафья, жившая в 18 в., по иконам известна как преподобная Александра. Будучи из богатого рода, женщина искала лишь тишины монашеской жизни. Потеряв малолетнюю дочь, она расценила это как знак окончательно уйти в монастырь. Матушка Александра была насельницей Дивеева, помогала бедным, строила церкви, много молилась.

Подарок на крестины

Многие считают, что именная икона будет ангелом-хранителем для малыша. Если ребенок назван в честь мученицы Александры, то такой образ в доме действительно не помешает. Совсем необязательно вешать его над кроваткой - это не оберег. Многие уверены, что достаточно купить в храме свечку, повесить дома «сильные» иконы - и счастье обеспечено. Но подобных «христиан» ждет разочарование. Откупиться от Господа нельзя - ему не нужны свечи или деньги.

Защита для ребенка - Божья благодать, которая пребывает везде на земле, а не только вокруг освященных предметов. Чтобы ребенок был здоров, необходимо молиться, посещать службы, участвовать в жизни церковной общины. Господь благоволит тем, кто хранит в сердце его заповеди, а не приходит в храм пару раз в год. Именная икона Александры вполне может находиться в домашнем иконостасе. Только следует понимать, что сама по себе доска с изображением никакой силы не имеет.

Святые наставницы

О чем напоминают нам святые? Хотя на иконах лики лишены отпечатков повседневной жизни - морщин, усталости, это все были живые люди, из плоти и крови. Но они смогли так исповедать веру, что даже после смерти по их молитвам творятся чудеса. Икона святой Александры напоминает, что женщина должна хранить добродетель, быть верной, скромной, послушной Господу. Тогда она для своих близких сможет стать той вдохновляющей силой, которая сможет их привести к Богу.

Молитва первая святой Царице-мученице Александре

О преславная страстотерпице, боговенчанная царице Александро Новая, скорая наша помощнице и заступнице и неустанная о нас молитвеннице.

Предстояще пред образом святым твоим и тя, яко живу сущу, зряще, припадающе, молим тя: приими прошения наша и вознеси их ко Престолу милосерднаго Отца Небеснаго, яко велие и преславное дерзновение к Нему имущая; испроси всем, притекающим к тебе, и всем, чтущим святую память твою - вечное спасение и временное благодействие, от всяких бед и скорбей - скорое избавление. Ей, чадолюбивая мати наша и царице, тебе, предстоящей Престолу Божию ведомы нужды наша, духовныя и житейския, призри на нас материнским твоим оком, и твоими молитвами отврати от нас колебания всяким ветром учения, злых и богопротивных обычаев умножение; утверди же во всех веры согласное ведение, взаимную любовь и единомыслие; да всем: словесы, писании и делы славится посреди нас Всесвятое имя Отца, и Сына, и святаго Духа, Единаго Бога, в Троице славимаго и поклоняемаго, Ему же честь и слава во веки веков. Аминь.

Молитва вторая ко святой Царице-мученице Александре новой

О святая царице-мученице Александро Новая, милостивая сирых заступнице, крестоносная мати, щедрою твоею десницею озари и нас, тебе ныне молящихся и испроси у Всещедраго и Премилостиваго Бога, Ему же имя есть Любовь, богатыя милости и буди: во браце сущим - чистоты и любве святая хранительнице; чад малых и юности - мудрая окормительнице; сирых и скорбных - жалостивая утешительнице; грехи обуреваемых сострадательная врачебнице; от врагов искушаемых - крепкая защитнице; и всем твоего заступления просящим - милостивая пред Богом и Царицею Небесною ходатаице; наипаче же умоли, святая мати наша и царице, даровати нам благодать Всесвятаго Духа; да ею в житии сем охраняемы и спасаемы, с тобою сподобимся во веки прославляти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже слава подобает со Всеблагим Его Отцем и Святым Прещедрым Духом во веки веков. Аминь.

ИСТОРИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ АЛЕКСАНДР. - Происходит от древнегреческих слов «алекс» - защищать и «андрос» - муж, мужчина, то есть «защитник людей», «защита мужественная».

«Александр есть имя не самое глубокое, но самое гармоничное, самое внутри себя пропорциональное». (П. А, Флоренский)

ИМЕНИНЫ И СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ.

Александр Адрианопольский, епископ, священномученик, 4 ноября (22 октября).
Александр Африканский, мученик, 23 (10) апреля.
Александр-воин, мученик, 23 (10) июня.
Александр Египетский, Кесарийский (Палестинский), мученик, 28(15) марта.
Александр Египетский, воин, мученик, 22 (9) июля.
Александр Иерусалимский, патриарх, священномученик, 29(16) мая, 25 (12) декабря.
Александр Калутинский (Калитский), кузнец, мученик, 11 октября (28 сентября).
Александр Команский, епископ, священномученик, 25 (12) августа. По указанию Божию был избран в епископы из продавцов угля. Угодил Богу смирением и добрыми делами. Мученически скончался за веру Христову в III в.
Александр Константинопольский, патриарх, 12 сентября (30 августа).
Александр Константинопольский, преподобный, перво-начальник обители «Неусыпающих», 8 марта (23 февраля), 16 (3) июля. Сначала был воином, потом принял монашество, основал 9 монастырей и первым установил в них чин «неусыпающих», то есть постоянное, и днем, и ночью, совершение богослужений.
Александр Куштпский, игумен, 22 (9) июня.
Александр (в схиме Алексий) Невский, великий князь, 5 июня (23 мая), 12 сентября {30 августа), 6 декабря {23 ноября). Новгородский князь, потом великий князь владимирский, сын князя Ярослава Всеволодовича. Победами над шведами {Невская битва, 1240 г.) и немецкими рыцарями (Ледовое побоище, 1242 г.) он обезопасил западные границы Руси. Умелой политикой ослабил тяготы монголо-татарского ига.
Александр Никопольский (Армянский), мученик, 23 (10) июля.
Александр Ошевенский, игумен, 3 мая (20 апреля).
Александр Пергийский (Памфилийский), земледелец, мученик, 14 (1) августа.
Александр Пиднский, пресвитер, священномученик, 26(13) марта.
Александр Римлянин, мученик, сын мученицы Филицаты Римской, 7 февраля (25 января).
Александр Римский, мученик, 26 (13) мая.
Александр Римский, мученик, сын мученика Клавдия Римского, 24(11) августа.
Александр I Римский, папа, священномученик, 29 (16) марта.
Александр Свирский, преподобный, 30(17) апреля, 12 сентября (30 августа).
Александр Севастийский, мученик, 22 (9) марта.
Александр Сидский (Памфилийский), иерей, священномученик, 28(15) марта.
Александр Солунекий (Фессалоникийский), 22 (9) ноября.
Александр Хотовицкий, протопресвитер, священномученик, в воскресенье после 7 февраля (25 января).
Александр Эгейский, мученик, 2 июня (20 мая).

ЗОДИАКАЛЬНОСТЬ ИМЕНИ АЛЕКСАНДР. - Телец.

ПЛАНЕТА-ПОКРОВИТЕЛЬ АЛЕКСАНДРА. - Венера.

ЦВЕТ ИМЕНИ АЛЕКСАНДР. - Голубой.

ИЗЛУЧЕНИЕ АЛЕКСАНДРА. - 83%.

ВИБРАЦИЯ АЛЕКСАНДРА. - 75 000 к/с.

КАМЕНЬ-ТАЛИСМАН АЛЕКСАНДРА.

РАСТЕНИЕ АЛЕКСАНДРА. - Каштан, гладиолус, сирень.

ЖИВОТНОЕ АЛЕКСАНДРА. - Бык, краб.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА АЛЕКСАНДРА. - Интуиция, воля, активность, решительность. Умен и остроумен.

ИНТУИЦИЯ АЛЕКСАНДРА. - Женского типа.

МЫШЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА. - Синтетический тип мышления. Обладает надежной памятью и просто пугающей любознательностью.

НРАВСТВЕННОСТЬ АЛЕКСАНДРА. - Способен на сомнительные поступки.

ТИПАЖ АЛЕКСАНДРА. - Чтобы понять Александра, нужно знать, что его тотемным животным является краб, который атакует клешнями, пятится, тащит свою жертву, а если борьба неравная - зарывается в песок.

ХАРАКТЕР ИМЕНИ АЛЕКСАНДР. - Александр - подобие, отражение, символ Вселенной. Когда он получает достаточный питательный материал для формирования личности, то становится гением.

СУДЬБА АЛЕКСАНДРА. - Александр настолько углублен в себя, что. норовит убежать от действительности, скрываясь в глубинах своего подсознания. Или, если хватит духу, попытается переделать эту действительность, подстроить ее под себя. При этом не остановится до тех пор, пока не зайдет в тупик.

ПСИХИКА АЛЕКСАНДРА. - Обладает живым воображением. Часто пытается заранее оправдать свои действия, поступки, особенно когда испуган или боится осуждения. Сложными натурами являются Александры с отчествами Николаевич, Владиславович, Дмитриевич, Олегович, Борисович и Семенович.

ЗДОРОВЬЕ АЛЕКСАНДРА. - Среднее, легко переутомляется. Страдает желудочными заболеваниями, поэтому должен заботиться о своем пищеварении.

СЕКС И ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРА. - Она носит в основном умозрительный характер. Александр склонен мечтать о любви, вместо того чтобы жить ею. В его чувственности есть что-то детское, с подсознательной тягой к материнскому теплу. Женщинам с ним нелегко.

БРАК И СЕМЬЯ АЛЕКСАНДРА. - Удачны серьезные отношения и браки с Анной, Валентиной, Варварой, Верой, Вероникой, Дарьей, Елизаветой, Зоей, Инной, Любовью, Людмилой, Марией, Надеждой, Натальей, Оксаной, Полиной, Тамарой. Очень сложными могут быть отношения с Екатериной, Еленой, Зинаидой, Лидией и Светланой.

УВЛЕЧЕНИЯ И ХОББИ АЛЕКСАНДРА. - Александр артистичен, он будто играет некую жизненную роль, с нетерпением ожидая момента, когда можно стать самим собой. К его изумлению, такой момент может вообще не наступить, так как судьба всегда выносит Александра на стремнину жизни!

РЕАЛИЗАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ У АЛЕКСАНДРА. - Его не привлекает наука, вернее, он учится только для себя. Это тип независимых одиночек, плохо переносящих педагогический процесс. Он не терпит принуждения. Артистическая натура. Может стать талантливым актером, режиссером, конферансье, работником телевидения. Среди Александров встречаются путешественники, моряки, юристы, удалившиеся от общества люди.

КАРЬЕРА И БИЗНЕС АЛЕКСАНДРА. - Александр упорно добивается своей цели. Он может стать во главе коллектива и умело управлять им, опираясь при этом на наиболее способных людей, доверяя им самые сложные дела. Справедлив.

ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ. - Имя Александр носило множество русских князей, царей, императоров, великий полководец Суворов, великие поэты Пушкин и Блок. А также Абдулов, Алябьев, Богомолец, Бородин, Бутлеров, Варламов, Василевский, Ведерников, Гаук, Герцен, Глазунов, Годунов, Градский, Грибоедов, Гумбольдт, Даргомыжский, Дельвиг, Демьяненко, Довженко, Долуханян, Дюма, Жигулев, Зацепин, Збруев, Иванов, Калягин, Коржаков, Корнейчук, Куприн, Лебедев, Лебедь, Лодыгин, Лукашенко, Малинин, Мартынов, Масляков, Меншиков, Михайлов, Мягченков, Онасис, Островский, Пархоменко, Пересвет, Пирогов, Пожаров (Остужев), Покрышкин, Полежаев, Попов, Радищев, Свешников, Серафимович, Серов, Скляр, Скрябин, Сокуров, Солженицын, Сумароков, Сумбатов-Южин, Сухово-Кобылин, Твардовский, Фадеев, Ферсман, Флярковский, Холминов, Цфасман, Чистяков, Ширвиндт, Щуплов, Эйфель, Яковлев.

С именем сверхчеловека Александра Македонского связано много чудесного. Например, его мать Олимпиада, прекрасная жрица и владычица священных змей, уверяла, что родила его вовсе не от хромоногого одноглазого Филиппа Македонского, а от божества, которому отдалась ночью в храме!.. В 12 лет он оказался единственным наездником, сумевшим укротить строптивого, свирепого жеребца Буцефала, ставшего молодому царю другом и боевым соратником. Его планы были безграничны: он даже на небо хотел взойти, да священный орел не пустил его туда.

У меня в семье два Алексндра - муж и старший сын. Не смотря на то, что они друг другу не кровная родня (так уж получилось), но они оооочень похожи! Особенно в части углубления в себя, иногда так уйдут, что назад не дождешься)))) Любознательность - тоже сверх меры - они просто пожирают любую информацию к огромных объемах!

Женщинам, которым при рождении дали имя Александра, несомненно, очень повезло. Ведь день именин у них несколько раз в год. А святых мучеников, которые носили это имя, ещё больше. Скорее всего, это можно связать с терпеливым и стойким характером Александр. Им дана какая-то особая и невидимая сила, позволяющая осуществлять бесстрашные поступки не ради какой-то выгоды, а ради добра и веры.

Вконтакте

Одноклассники

Происхождение имени

Это красивое имя пришло к нам из Древней Греции. Сегодня оно одно из самых известных и популярных. Когда именно появилось это имя до сих пор неизвестно. Но точно известно, что мужское имя Александр в переводе с греческого языка означает «мужественный» или «защитник» . Да, изначально имя было мужским, но позднее появился женский вариант.

Это имя носили известные полководцы, учёные, поэты, императоры. Почитается оно католической и православной церковью. Имя получило распространение и в Европе благодаря великому Александру Македонскому. Известно, что после походов Македонского в мусульманские государства, там образовался мужской аналог - Искандер.

На Руси имя получило популярность после канонизации Александра Невского. Именно тогда девочек стали нарекать именем Александра . Это имя до сих пор остаётся неизменным в православии, так как оно церковное. Поэтому именины так почитаются среди православных верующих.

Мужское начало имени напрямую сказывается на характере женщины. Она упорная и сильная, цельная личность с выраженным чувством справедливости, настоящая защитница слабых людей.

Александра отличается трудолюбием и упорством , что позволяет ей быть очень успешной в разных сферах деятельности. Она прекрасно приспосабливается к любым предлагаемым условиям и способна выйти из сложных ситуаций без потерь. Женщина Саша – лидер по натуре, любая руководящая должность ей под силу. Настойчивость и дипломатичность – всё это про неё.

Однако, наличие у имени мужского аналога наделяет характер женщины некоторой нелогичностью и двойственностью, напористостью и силой воли. Но ей присущи и такие, чисто женские качества, как легковерность и безрассудность. Она зачастую сначала совершает действие (поступок), но лишь потом начинает задумываться о последствиях. Саша напролом идёт к заветной цели, не замечая ничего. И только достигнув её, задумывается, а так ли это было нужно и важно.

Честность – это, наверное, одна из главных черт характера. Из-за этого часто она и страдает. Будучи сама кристально честной с другими, она того же требует от людей. Редко прощает обман и предательство.

Саша идеальная подруга, с ней приятно и легко вести диалог, но в то же время она несколько замкнута. Женщина с этим именем сложно переносит потери близких людей.

В современном мире Александра больше деловая и независимая женщина, для которой очень важно материальное благо. Она может незаметно подчинить человека своей воле, при этом оставаясь с ним в хороших отношениях. В жизни её окружают только смелые, активные и целеустремлённые люди. Она не любит нытиков и неудачников, поэтому старается с ними не контактировать.

Александра очень любит животных, особенно собак крупных пород. Они беспрекословно ей подчиняются. Но вот уход за домашними животными неинтересен, поэтому она всячески к этому будет привлекать членов семьи.

Даты именин Александры по православному календарю

Когда и какого числа отмечаются именины? Это имя очень популярное и почитается не меньше мужского варианта имени. Если взглянуть на именины Александры по церковному календарю, то сразу будет понятно, почему оно такое почитаемое. Имя отмечено почти в каждом месяце. Число дня ангела соответствует святому. Дни ангела святых с именем Александра, которые упоминаются в церковном календаре, рассмотрим далее.

Зимние дни ангела:

  • 18 февраля. Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Алек­сандра (Кас­па­ро­ва), родившаяся в 1882 году. 18 февраля 1942 года она пострадала от рук неверующих и приняла мученическую смерть. Причислена к лику святых новомучеников 26 декабря 2006 года;
  • 23 декабря. Мученица Александра (Устюхина) родилась в 1882 году. Приговорена к расстрелу 6 декабря 1937 года и была расстреляна 23 декабря. Новомученица причислена к лику святых в 2000 году.

Летние дни ангела:

  • 26 июня. Александра Дивеевская (Мельгунова), преподобная;
  • 17 июля. Александра Романова, святая императрица, страстотерпица. Была расстреляна со всеми членами царской семьи в 1918 году.

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Христиане, названные в честь архангелов, отмечают именины (8 ноября по ст. стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком имениннику будет то, что сможет способствовать его духовному росту: икона; сосуд для , ёмкость для и ; чётки; качественные восковые свечи или лампада для домашней молитвы; книги, аудио и видеозаписи духовного содержания; платок и косынку (это головной убор замужних женщин); путёвка в паломническую поездку.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников